Виды колье и их названия. Формы бусин

Искусство бисероплетения существует уже несколько тысячелетий на разных континентах. В последнее время оно снова стало набирать популярность как среди маленьких, так и среди взрослых мастеров. И неудивительно, ведь это древнее ремесло очень красиво и увлекательно.

Новые технологии обработки материала привели к тому, что появились всевозможные виды бисера. Маленькие бусинки отличаются по размеру, цвету, форме, материалу и стране-производителю. Такое многообразие ярких зернышек позволяет создавать уникальные и действительно впечатляющие изделия, которые даже подарить не стыдно.

Размеры бисера

Имеет свое особенное обозначение, которое было положено еще в древние времена. Самым крохотным бусинкам присваивалась цифра 0. Позже появился еще более мелкий бисер. Его стали помечать двумя нулями. И так происходило по нарастающей. Когда нули стало трудно подсчитывать, их заменили цифрами. Тогда система приняла следующий вид: 6/0, 7/0 и так далее. То есть первая цифра - это количество нулей. И чем больше это число, тем меньше будет бисер. Обычно размер составляет от 1,4 до 4,2 миллиметра. Также первая цифра перед нулем обозначает количество бусинок, которые помещаются в одном дюйме.

Однако не все производители равняются на общепринятую систему видов бисера по размерам. Маркировка одной фирмы может сильно отличаться от маркировки другой фирмы. На этот момент стоит обращать особое внимание перед закупкой материала. Особенно это касается тех случаев, когда поверхность должна быть идеально гладкой. Из-за разного размера бисера изделие может получиться кривым и неровным.

Цветовая гамма бусинок

Современная методика изготовления бисера позволяет окрашивать его в самые различные цвета и оттенки. Но помимо этого он различается и по другим свойствам.

Так, по оптическим параметрам можно выделить прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный бисер. Его изготавливают из разных видов стекла, которые неодинаково пропускают свет.

Виды бусин и бисера можно рассмотреть со стороны эффектов, которые используют для создания неповторимого блеска. Цвет может быть матовым, блестящим, перламутровым, металлическим и бензиновым.

Также применяют разные способы окрашивания. Бисер покрывают любым цветом полностью, только с наружной или внутренней поверхности. У бусин дополнительно окрашивают отверстие в золотые, серебряные, бронзовые или медные тона. От такого эффекта у изделия получается зеркальное, сверкающее покрытие. Бисер может быть покрыт мелкими бороздками. От этого он становится похожим на шелковую ткань или камень тигровый глаз. Также встречаются бусинки с различными вкраплениями из всевозможных точек и полосок.

Из чего изготавливают?

По материалу выделяют множество видов бисера. Фото в статье это наглядно демонстрирует. Сегодня чаще всего мелкие бусинки делают из стекла или полимеров. В масштабах производства пластик наплавляют на нить, а в домашнем хенд-мэйде используют технику «лэмпворк».

Материалом для бисера, в принципе, может послужить все что угодно. Камень, металл, дерево, кости, бивни, янтарь, ракушки, жемчужины, кораллы, драгоценные камни, керамика, зерна растений. Некоторые мастерицы умудряются сделать бусинки даже из бумаги или волокна.

Виды и названия бисера по форме

Производители выпускают бисер в трех основных формах.

  1. Круглые бусинки. Именно их и принято называть бисером.
  2. короткие палочки.
  3. Стеклярус. Это уже длинные трубочки.

Конечно, встречаются и другие разновидности и формы. Но будут рассмотрены только три основных, поскольку они являются самыми ходовыми.

Круглый бисер

Круглая форма самая привычная для всех рукодельниц, и она присутствует во всех традиционных украшениях. Это маленькие бусинки размером от номера 6/0 до 15/0. Отверстие может быть круглым или квадратным с оплавленными краями. Такой вид бисера сегодня производят из стекла, которое нагревают до жидкого состояния. После этого внутрь вплавляют красители - химические вещества и металлы. Из еще горячего стекла формируют шарики. После остывания производят сортировку по размерам. Каждая компания упаковывает бусинки по-своему, самостоятельно определяя размер и количество бисера в пакетике.

Рубка

По-другому этот бисер называют еще рубленым. Это коротенькие трубочки (около двух миллиметров в длину), которые обрезаны с обоих концов. По размеру они соответствуют круглым бусинкам 11/0. Разновидностью этого вида является граненая рубка. Эти палочки не округлые, а угловатые. Обычно имеют форму пяти- или шестиугольника.

Рубка особенна тем, что имеет довольно тонкие стенки и широкое отверстие. Также у нее одинаковая форма и размер, в то время как у круглого бисера в этом плане есть небольшие погрешности. Именно поэтому рубленые бусинки идеально подходят для плетения в технике «кирпичный стежок» и «мозаика». Также из-за широкого центра этот вид бисера отлично подходит для тех случаев, когда нитку необходимо пропустить несколько раз через одно отверстие.

Стеклярус

Стеклярус - это тоже рубленые трубочки, но уже большей длины - от 2 миллиметров до 2,5 сантиметра. В продаже можно найти еще более продолговатые палочки, но они бывают крайне редко. Стеклярус может быть округлым, граненым и витым. Эти разновидности производители также комбинируют между собой.

В бисероплетении самым ходовым является стеклярус двух, шести и двенадцати миллиметров. Его используют чаще всего для оформления кисточек и вышивки. Также длинными трубочками хорошо украшать изделия, сплетенные на ткацком станке или вручную.

Классификация по странам-производителям

Бисер различается не только цвету, размеру и форме, но и по качеству. Именно от него будет зависеть, насколько ровным, аккуратным и красивым получится изделие.

Самыми распространенными производителями бисера являются три страны:

  • Китай.
  • Чехия.
  • Япония.

В зависимости от вида бисероплетения бисер следует выбирать определенного качества. Конечно, самое высокое всегда лучше, но дорогие бусинки не всем по карману. Да и зачем переплачивать, когда сгодится более дешевая замена.

Китайский бисер

Это самые недорогие и доступные бусинки, которые часто приобретают начинающие мастера, чтобы потренироваться. У китайского производителя достаточно ограниченный выбор формы, размеров и цветов. В продажу чаще всего поступает полностью окрашенный бисер (прозрачный и непрозрачный) и с внутренним посеребрением. Но даже яркие цвета со временем выцветают.

Бисеринки из одного пакетика всегда отличаются по размеру, форме, и это заметно. Они неровные и слишком хрупкие, поэтому часто разламываются пополам в работе. У стекляруса и рубки края настолько острые, что могут повредить нитку, на которую будут нанизываться.

Из-за всех перечисленных недостатков и складывается низкая цена. Но это не означает, что такой бисер вообще не стоит покупать. Он хорош в детском творчестве, для тренировки и создания праздничных костюмов (поскольку легкий).

Чешский бисер

У рукодельниц наибольшей популярностью пользуется для любого вида плетения производства. Каталог его видов очень разнообразен по формам, размерам и цветам. Бисер считается в меру дорогим, качественным, но не без недостатков. Один и тот же оттенок в разных партиях может отличаться, хотя это важно при создании изделия. По размеру и форме бусины в основном одинаковые, но иногда все же приходится заниматься калибровкой. Некоторые бисеринки лопаются в работе или встречаются со слишком узким отверстием, из-за чего иголка просто не пролезает.

Перечисленные недостатки встречаются, но не так часто, как у китайских аналогов, которые намного дешевле. По этой причине рукодельницы чаще всего отдают предпочтение именно чешскому бисеру.

Японский бисер

Этот производитель не так распространен в магазинах для творчества. Скорее всего, этот факт можно объяснить слишком высокой стоимостью для потребителей. Хотя это именно тот случай, когда цена оправдана качеством.

Почти на все сто процентов японский бисер гладкий и ровный. Поэтому перед плетением перебирать его нет необходимости. Если и отыщутся какие-то неровности, то они не видны невооруженному глазу и не портят готовое изделие. Цветовая палитра четко фиксирована, и даже малейшие погрешности в оттенке не встречаются. Края у бисера хорошо оплавлены, поэтому он не режет нитку. Стенки очень тонкие, за счет чего японские бусинки весят меньше китайских и чешских аналогов.

Теперь вы знаете, какой бывает бисер. Видов настолько много в продаже, что любая рукодельница сможет подобрать для себя подходящий вариант как по виду, так и по стоимости.

Описание : скорлупа кокосового ореха в форме ронделей или фриформ микс. В
ассортименте Кафебижу представлен темный, коричневый и светлый, молочного
оттенка - рондели. Также микс разного цвета и формы и бусины плоские разного
цвета, окрашенные.

Применение : для создания украшений, отделки одежды, для декора элементов
интерьера, а также в других видах творчества. Хорошо подходит украшениям
этнической тематики.

Преимущества : натуральный. Не утяжеляет украшение в большом количестве, так как имеет маленький вес. Отверстие в бусине можно немного расширить при необходимости.

Лава

Описание : бусины из вулканической лавы разных размеров, природных цветов – горчичный, темно-коричневый, черный.

Применение : для создания украшений (особенно этнических и мужских). Используется в отделке одежды, для декора элементов интерьера, а так же в других видах творчества.

Преимущества : натуральность, маленький вес. В большом количестве не утяжеляет украшение. Гипоаллергенен. Имеет относительно большое отверстие, можно использовать шнуры для плетения.

Особенности : бусины пористые и хрупкие.

Ракушка

Описание : натуральные просверленные ракушки, а также их осколки.

Применение : для создания украшений (особенно в этнической и морской тематиках). Используются в отделке одежды, для декора элементов интерьера, а также в других видах творчества.

Преимущества : натуральный, легкий. В большом количестве не утяжеляет украшение. Гипоаллергенен. Большое разнообразие форм и размеров – есть и просто круглые бусины, есть осколки разных размеров, форм и цветов, а также полноценные ракушки.

Особенности : хрупкая.

Описание : деревянные бусины различных форм и размеров (круглые, бабочки, цветочки, бусины-буквы, трубочки и другие). Есть окрашенные и без покрытия. Последние выбирают для изготовления для слингобус.

Применение : деревянные бусины используют в этнических, летних украшениях, а также в украшения в бохо-стиле. Часто встречаются в мужских украшениях или детских поделках. Крупные бусины без покрытия краской подходят для обвязки их
пряжей для слингобус.

Преимущества : большой выбор форм, расцветок и размеров. Легкий вес бусин не
утяжеляет изделие. Яркие и сочные цвета подходят для детских украшений и
летнего сезона. Часто в деревянных бусинах пропилено большое отверстие, что
позволяет использовать их с вощеными и кожаными шнурами.

Особенности : деревянные бусины (особенно окрашенные) боятся влаги и рассыхаются, если их часто мочить. После пропила в бусинах могут оставаться опилки.

Представляем вам обзор практически всей фурнитуры, которую можно купить в наших магазинах. Из этой статьи вы узнаете какая существует фурнитура, как она выглядит и сферу ее применения. Статья рассчитана на новичков в бижуделии, но, возможно, и профессионалам будет полезно структурировать свои знания.

Основы для серег

Швензы – самые распространенные детали при сборке серег, которые представляют собой основу, вставляемую в мочку уха. Швензы в виде петлей имеют у основания маленькую дугу для фиксации конструкции и могут быть короткими или длинными. Металлические крючки выпускаются без фиксирующего механизма, однако предусматривают размещение силиконовых заглушек. Швензы с английским замком прекрасно подходят для изготовления крупных серег, обеспечивая эстетичный внешний вид и основательное крепление украшения.





Пуссеты – основы для серег в виде штифтов (гвоздиков), которые фиксируются на обратной стороне мочки уха при помощи силиконовых, пластмассовых или металлических заглушек. Они могут иметь петельку для навешивания бусин или платформу для наклеивания (пришивания) страз и камней.




Каффы – бижутерия для ушных раковин, позволяющая преобразить не только всю поверхность уха, но и украсить часть шеи, виски и волосы. Примечательно, что многие модели каффов не требуют проколов. Они могут размещаться как по типу дужки (гарнитура Bluetooth) или незамкнутых колец, так и комбинированных креплений с дополнительной фиксацией в проколе мочки. Их конструкция может отличаться особой сложностью и включать цепочки, нити с бусинами или массивные спиралевидные системы, украшенные камнями, стразами или шипами.


Клипсы – это украшения, не требующие проколов кожи, поскольку держатся на мочке уха за счет механического давления зажимов. Основы под клипсы могут выпускаться с петелькой для подвешивания декоративных элементов, а также платформой для их наклеивания или ситечком для пришивания.

Фиксаторы – элементы для крепления серег, основная функция которых заключается в удержании бижутерии даже при значительном весе конструкций. Они представляют собой металлический, силиконовый или пластмассовый остов с отверстием, не позволяющий серьгам выскальзывать из мочки уха.




Заготовки для колец широко используются мастерами бижутерии для создания ювелирных изделий своими руками. Существуют основы для колец с петельками для крепления штифтов, с уголками или ситечком для пришивания декоративных элементов, с площадками под заливку эпоксидной смолой, а также с размещением специальной платформы для наклеивания или зажимания камней и кабошонов. Такие заготовки могут иметь вид одиночных плоских окружностей или представлять собой многосложные образцы с филигранью.





Заготовки для браслетов позволяют мастерам бижутерии смело экспериментировать с самой различной фурнитурой. Существуют основы для браслетов в виде текстильных шнурков, металлических цепей, а также кожаных и резиновых лент любой ширины. Заготовки на основе лески, силикона и тросика обеспечивают украшениям соединение без замков. Браслеты с ювелирными булавками предназначаются для изменения объема, размера и дизайна изделия в самые короткие сроки. Выпускаются также основы для расшива бисером, с платформами для приклеивания камней, с петельками для подвешивания шармов и креплениями для бусин с крупными отверстиями в стиле Пандора.




Основы для ожерелий

Ожерелье – это носимое на шее украшение в виде нанизанных на нить бусин, камней, кулонов или шармиков (фигурных подвесок). Простые основы для ожерелий представляют собой шейные шнурки из ткани, кожи, резины или пластика (ювелирная сетка), которые оснащены замком для легкой фиксации украшения. Сложные заготовки имеют многорядную конструкцию и чаще всего содержат металлические цепочки, тросики, леску и мемори-проволоку, способную сохранять исходную форму при сжатии/растяжении. Такие основы используются также для создания браслетов. Определенный интерес у мастеров бижутерии вызывают плотно облегающие шею чокеры, которые включают декоративные элементы из кости и рога.


Основы для заколок и ободков

Украшения для волос открывают большой простор для проявления творческих способностей у мастеров бижутерии. Традиционные металлические зажимы, гребешки, невидимки и «крокодильчики» можно обшивать или оклеивать бисером, бусинами, кабошонами, сутажными шнурами и прочими декоративными элементами. Простейшую основу в виде шпилек можно изысканно украшать на самом сгибе изделия. Заготовки для ободков бывают простыми, предусматривающими декорацию плоской поверхности, а также сложными, имеющими филигранные узоры.


Основы для брошей

При изготовлении бижутерии в виде брошек широко используются металлические булавки, иглы с заглушками, основы с сеточками (перфорацией) и изделия с плоским основанием. Основы с небольшими отверстиями предназначены для пришивания бусин, а плоские заготовки предусматривают приклеивание готовых декоративных композиций. Весьма привлекательно смотрятся основы для брошей с филигранью. Они представляют собой ажурные украшения из металла с оттенками бронзы, меди, серебра и золота.


Основы для часов

Заготовки для часов пользуются огромной популярностью в среде ювелиров, поскольку обладают функциональным предназначением и имеют самый разнообразный дизайн. К часовым механизмам мастера бижутерии добавляют узкие, широкие или плетеные браслеты, украшенные цепочками, подвесками, камнями и другими декоративными элементами. Основы для часов, преображаемые своими руками, станут гарантом индивидуальности и эксклюзивности столь необходимого атрибута повседневного ношения.


Основы под кабошон

Кабошоны – это камни с выпуклой отполированной поверхностью без граней, предназначенные для вставки в металлические платформы. Сеттинги могут иметь круглую, овальную, каплевидную, квадратную или прямоугольную форму и выполняться из металла с оттенками бронзы, меди, золота и серебра. Кабошоны крепятся к платформам при помощи термоклея или имеющихся по краям изделия зажимов. Сеттинги с вложенными кабошонами прекрасно будут смотреться в виде оригинальных подвесок, а также дополнений к декорации ожерелий, браслетов и серег.

Основы для закладок

Изысканным подарком или предметом личного пользования станут металлические закладки для книг, блокнотов и ежедневников, представляющие собой двухсторонние ажурные заготовки. На конце таких закладок имеется отверстие для крепления подвесок. Оригинальные основы выполнены в цвете античной бронзы, меди, золота или серебра. Каждая такая закладка станет напоминанием об индивидуальном творческом вмешательстве мастера в декор раритетного изделия.

Замочки

Карабины (лобстеры) – одни из немногих замков, которые предусматривают регулировку длины ювелирных украшений. Если прикрепить ко второму концу украшения не одно колечко для фиксации замка, а несколько звеньев цепочки, то карабин можно будет перестегивать, регулируя нужную позицию. Съемные удлиняющие цепочки зачастую имеют собственные замки-карабины, позволяющие с легкостью изменять размер изделия для ношения в зоне декольте или воротника.


Тогглы – фиксирующие механизмы, действующие по принципу «кольцо и палочка». К одному концу украшения крепится колечко, а ко второму – металлический штифт с небольшим отверстием для присоединения нити с бусинами. Штифт продевается в кольцо и ставится поперек, не позволяя бижутерии раскрываться и соскальзывать. Тогглы могут иметь оригинальный декор в виде ключика с замком, сердечка со стрелой, виноградной грозди и листа, а также другие интересные вариации.




Слайдеры – замки, предназначенные для многорядных украшений. Они представляют собой раздвижные механизмы, в которых стержень с размещенными на нем петельками входит в трубочку с пазами и аналогичным рядом отверстий. Слайдеры считаются одними из самых надежных креплений, выполненных из различных видов металла и сплавов. Они широко применяются в изготовлении сложных ожерелий, колье, бус и браслетов.

Закручивающиеся замки – это фиксирующая фурнитура с резьбовым соединением, наиболее часто встречаемая на облегающих шею чокерах с тросиками. Завинчивающиеся основы выполняются из металла различных оттенков и могут представлять собой как отполированные цилиндрические изделия, так и обильно украшенные стразами или стилистическим орнаментом механизмы.

Защелки – разъемные замки, состоящие из основной части с Т-образной щелью, куда вставляется подпружиненный согнутый затвор. Такие фиксирующие механизмы способны выдерживать достаточно большую нагрузку и могут применяться как для ожерелий, так и для браслетов. Они изготавливаются из металла и зачастую декорируются самыми разнообразными украшениями. В зависимости от количества прикрепленных петель разъемные замки могут служить фиксацией для одной или нескольких нитей.

Магнитные замки – фиксирующая фурнитура, действующая по принципу удерживающей силы постоянного магнитного поля. При этом на разных концах украшения размещаются отдельные части единого «прилипающего» механизма. Чаще всего такие замки используются в создании ожерелий или браслетов.

Соединительная фурнитура

– металлические стержни, внешне напоминающие декоративные иглы с заглушками. В качестве односторонних фиксирующих элементов могут выступать петельки, шарики, гвоздичные шляпки или любы другие фигурные элементы. При помощи этой фурнитуры мастера бижутерии создают браслеты, серьги, подвески или ожерелья. Обычно пины продаются упаковками, ввиду незначительного размера деталей и частого их применения в изготовлении украшений.


Колечки – это соединительные элементы круглой формы, считающиеся наиболее востребованным материалом в изготовлении бижутерии своими руками. Разъемные колечки бывают различных размеров и могут изготавливаться из металла с оттенками античной бронзы, стали, золота, меди и серебра. Для массивных браслетов, подвесок, ожерелий или бус из натуральных камней предусмотрены надежные кольца с двойной накруткой.


Бейлы – это металлические, пластмассовые, акриловые, деревянные или керамические конструкции, при помощи которых происходит крепление дополнительной фурнитуры к основе украшения. Бейлы могут быть различных размеров, оттенков и стилистических направлений. Они предусматривают наличие петель, отверстий и платформ для пришивания или приклеивания элементов декора.




Коннекторы – это соединительные детали из металла, акрила или керамики, широко применяемые в изготовлении сережек. Они представляют собой разъемы с несколькими петельками или одним большим отверстием. В качестве креплений коннекторы используются также при создании браслетов или подвесок.





Кримпы и маскировочные бусины – это небольшие обжимные трубочки, выполненные из металла различных оттенков и конфигураций. Они широко используются в качестве стопоров на основах из лесок и тросиков. С их помощью можно фиксировать петельки или создавать концевые ограничители для бусин.


Зажимы для лент и шнуров – это элементы бижутерии, необходимые для надежного закрепления концов на основах украшений. Для широких лент из кожи или текстиля чаще всего используются обжимные металлические пластины с зубчиками типа «крокодил». Они надежно фиксируют широкую основу и придают концам изделия эстетичный внешний вид. Узкие ленты можно декорировать зажимами в виде квадратной площадки с отверстием. Для этого нужно будет положить концы украшения на платформу и зажать ее с двух сторон. Для круглых шнуров предназначаются зажимы-пружинки, конструкция которых позволяет фиксировать концы, зажимая последнюю спираль до упора.


Концевики и наконечники – соединительная фурнитура, предназначенная для маскировки концов на основах украшений. Наконечники в виде декорированных деталей с небольшим отверстием позволяют придавать эстетичный внешний вид нитям бус с узелками. Концевики для лент или ремешков похожи на зажимы с зубчиками, на которых имеются петли для соединения с замками. В концевиках для лески часто используются металлические зажимные пластины, а для круглых шнуров – спиралевидные «пружинки».


Калотты – это декоративные держатели, размещаемые на лесках и тросиках для маскировки узелков на концах бус. Они могут иметь крючки или петельки для крепления дополнительной фурнитуры. Конструкция калоттов представляет собой створки, которые при сжимании способны скрывать явные дефекты нитей.

Протекторы – соединительная фурнитура, предназначенная для защиты тросиков, нитей или лески от истирания и разрывов в местах крепления коннекторов и замков. Эти детали могут представлять собой металлические полые трубки (французская проволока) или дугообразные элементы с утолщением на концах. После того, как в трубку продевается тросик, ей необходимо будет придать вид полукруга.


Шапочки и разделители

Разделители и спейсеры – это фурнитура, представляющая собой декоративную форму с несколькими сквозными отверстиями. Разделители чаще всего используют в многорядных украшениях, благодаря которым нити всегда находятся на одном расстоянии друг от друга. Бусины-спейсеры позволяют задействовать дополнительное пространство, эффектно выделяя более крупные бусины. Рондели в виде слегка приплюснутых сфер или бочонков широко применяют в изготовлении серег, колье, ожерелий и браслетов. Они могут отличаться огранкой, размерами и цветовой гаммой.


Шапочки и конусы – фурнитура, призванная значительно преображать бусины самых разных размеров, форм и цветов. С этими изысканными элементами декора ювелирные украшения приобретают облагороженный и презентабельный вид. Шапочки и конусы для бусин позволяют привнести в бижутерию, изготовленную с теплом и любовью своими руками, нотки индивидуальности и эксклюзивности.




Инструменты

Кусачки или бокорезы – удобные инструменты для резки проволоки, тросиков, шнуров, мононити, лески и прочих материалов. Данный инвентарь для бижу-мейкеров имеет односторонний скос на лезвии, в результате чего срез получается аккуратным и весьма эстетичным.

Круглогубцы – незаменимый инструмент для фигурной корректировки металлических стержней и проволоки. С их помощью создаются закругленные художественные элементы в виде петлей, бейлов (крепления для подвесок) или швенз (детали сережек). Круглогубцы могут быть разных размеров и изготавливаться из различных материалов.

Кримперы – распространенные инструменты для обжима кримпов (зажимных металлических бусин), используемые с целью получения безупречных форм у круглых бусин-фиксаторов или трубочек.

Плоскогубцы (узкогубцы, утконосы) – универсальный инструмент для формирования и фиксации комплектующих. Он необходим при работе как с самыми простейшими украшениями, так и сложными многорядными изделиями. Его часто используют, если нужно отогнуть, удержать или закрепить металлические колечки, проволоку и пины (тонкие стержни, напоминающие гвоздики или швейные иглы).

Доска для сборки – первоочередное оборудование в изготовлении ювелирных украшений своими руками. Доска представляет собой изделие из пластика с нанесенными на поверхность волокнами флока, благодаря чему бусины не скатываются и не теряются. Платформа оборудована отсеками для хранения мелких деталей, дорожками для размещения фурнитуры, а также сантиметровыми и дюймовыми разметками. Доска для сборки бижутерии существенно облегчает все этапы ее производства и позволяет значительно экономить рабочее время.

Расширители бусин – идеальные инструменты для увеличения отверстий, а также шлифовки острых углов и зазубрин в керамических, акриловых, пластмассовых, каменных или стеклянных бусинах.

Размыкающее кольцо – специальный инструмент для разъединения концов у соединительных колец. Процесс размыкания металлических окружностей происходит за счет имеющихся в кольце прорезей, которые служат фиксатором для стыковочных элементов.

Колье - незаменимое украшение. Оно может придать образу загадочности, визуально устранить недостатки, например, слишком длинную шею сделать чуть короче и наоборот.

Первые колье появились очень давно. Прекрасно сохранились образцы времен Древнего Египта. В те времена это было не простое украшение, а знак отличия, принадлежности к определенной касте или сословию.

Сегодня для изготовления колье используются самые разнообразные материалы: металл, кожа, драгоценные и поделочные камни, стекло, стразы, пластик, текстиль. Элементами украшения могут быть бусины, цепи, подвески.

Современные и более ранние разновидности колье имеют свои названия в зависимости от длины.

Начиная со средних веков коллар являлся мужским украшением, символом власти и принадлежности к рыцарскому ордену. Внешне коллар представлял собою цепь с крупными звеньями, которая заканчивается такой же крупной подвеской, которой мог служить орден, либо кулон с семейной эмблемой или геральдическими знаками.

Сегодня коллар - это плоский широкий «ошейник» длиной до 35 см. Иногда его ширина практически равна длине шеи обладательницы такого колье. Последнее время стала популярна разновидность колларов, повторяющих внешне воротничок рубашки, украшенный драгоценными, полудрагоценными камнями или просто бисером.

От 35 до 40 см

Изначально чокер выглядел как шнурок из резины или каучука, который мог быть дополнен подвеской, и считался универсальным украшением как для мужчин, так и для женщин.

Современные чокеры чаще всего изготавливаются из золота, серебра или недрагоценных металлов, и украшаются драгоценными или полудрагоценными камнями. Длина чокер чуть больше, чем коллара - от 35 до 40 см.

От 42 до 48 см

Классические бусы длиной примерно 42–48 сантиметров относят к разновидности колье «принцесса». Это украшение может быть достаточно сдержанным, однотонным или, наоборот, ярким, с крупными элементами. Основные материалы для изготовления: бусины, бисер, металлы, поделочные камни, стразы.

От 50 до 60 см

Матинэ - это колье длиной порядка 50–60 сантиметров. Чаще всего это нитка жемчуга, которая дважды обвивается вокруг шеи. Один круг всегда длиннее другого. Матинэ может быть из бусин, камней, с металлическими вставками, небольшими подвесками. Идеальное украшение для повседневной носки и выхода в свет.

«Опера» - украшение длиной до 85 сантиметров. Оно почти достает до линии талии. Может быть в виде бусин в несколько рядов, драгоценных камней на тонкой цепочке. Часто в колье «опера» используется натуральный жемчуг.

От 112 до 180 см

Сотуар - это наиболее длинная разновидность колье. Стандартно его длина всегда превышает 112 сантиметров (иногда до 1,8 метра) . Носить сотуар ежедневно не стоит - это изделие для вечернего выхода. Иногда конструкция такого ожерелья делается сборной, когда по длине украшения предусмотрены несколько замков.

Самые длинные виды колье больше подходят для разовых мероприятий, как и широкие ошейники. Для ежедневного ношения идеально подойдут колье «принцесса» или матинэ.

История изготовления бусин начинается с первобытных времен, подчеркивая отменное желание наших предков создавать вокруг себя красивые вещи – бусы, браслеты, картины, тканевые узоры. Еще племена скифов и сарматов отделывали свою одежду различными природными материалами, похожими на современные украшения из бусин.

В те времена племенное ожерелье ассоциировалось с природным единением, общением с духами и божественными культами. Различные амулеты и символические фигурки одевались на тело, чтобы защитить от злых сил, привлечь удачу в сражениях, хорошую добычу на охоте.

По одной из теорий, первое появление бусин из стекла, связано с финскими купцами. Однажды, остановившись на ночлег, они обложили разведенный костер кусками добытой соды. А утром среди черной золы они увидели сверкающий твердый слиток. Именно после этого неожиданного открытия, началось зарождение стеклоделия, а уже позднее в отдельное мастерство было выделено производство стекляруса и бисера.

Изначально, бусина была достаточно крупной величины, но со временем техника изготовления ослепительного материала усовершенствовалась, стали появляться различные виды бусин, имеющие самые интересные формы, цвета и размеры.

На сегодняшний день виды бусин можно классифицировать исходя из типа происхождения материала.

Бусины из природного материала

Изначально человек создавал украшения из тех вещей, которые находились у него под рукой. Для плетения применяли натуральные материалы в виде дерева, камня, костей, орехов, желудей, семян, морских ракушек. Несмотря на улучшенную технологию обтачивания, бусина из дерева или костей, до сих пор выглядит более естественно и переносит в эпоху наших предков.

Чаще всего деревянные виды бусин изготавливают из пород красного, бамбукового, пальмового или розового дерева. Их получают с помощью шлифовки из натуральных брусков. Различные фигуры вырезают с помощью ножа или специального станка. Мастера с легкостью создают образцы с шероховатой, гладкой, пористой поверхностью, бусина может иметь внешнюю роспись.

Бусина из дерева имеет натуральный цвет, отличающийся древесной породой. Кроме того, по желанию ей можно придать любой оттенок с помощью процедуры окрашивания. Самые распространенные формы деревянных бусин - круглая, бочкообразная, цилиндрическая, многогранная. Дерево позволяет создавать крупные украшения из бусин, идеально дополняющие гардероб этнического или африканского стиля. Сегодня неокрашенные натуральные бусины применяют для изготовления слингобус, шнуровок и других развивающих игрушек для детей.

Благодаря своему природному происхождению, бусина из камня может иметь самые разнообразные формы, цвета и фактуру. Наибольшую цену и популярность имеют бусины из драгоценных минералов: сапфир, рубин, аквамарин и другие. Не менее интересные украшения из бусин можно получить из полудрагоценных материалов – нефрит, кошачий глаз, аметист. Особые свойства и строение дают возможность применять бусины из камней в самых изысканных украшениях, при этом изделия получаются в необыкновенных цветовых гаммах.

Наиболее древний природный материал получали из костей различных животных. Скифы делали украшения из копыт оленей и овец, французы – из клыков лисиц и волков, индейцы – из позвонков змей и костей обезьян. А до середины 20 века мебель из слоновой кости была самым изысканным предметом интерьера! В первобытном обществе для создания костяных украшений применяли натуральные орудия труда - песчаник и острые камни. Современный технологический процесс производства бусины из камня занимает несколько дней. Сначала материал очищают, кипятят в кислоте, затем отмывают, высушивают, вымачивают в белизне. При последующей обработке бусина получает желаемый цвет или оттенок, на ней выжигают узоры.

Бусины из жемчуга

Жемчужная бусина привлекает любителей натуральных украшений своим размером и симметричной круглой формой, а также отсутствием повреждений и необычайно красивым цветом: белым, розовым и даже черным. Такой красивейший дар природы нам дарят различные раковинные моллюски, например мидии и устрицы. Однако жемчужину можно найти далеко не в каждой раковине, поэтому натуральный жемчуг - очень дорогое украшение из бусин. Кроме морского и речного жемчуга бывает еще и натуральный искусственно выращенный материал. Выращивание осуществляется на специальных жемчужных фермах – внутрь раковин мидий кладут обычные бусины, способные видоизмениться и под влиянием морской воды через 3-5 лет родить жемчужную бусинку. Данный процесс выращивания дает больший процент производимых жемчужин, нежели естественная среда.

Бусины из растений, семян и орехов

Конечно же, растения, семена, орехи – это временное украшение из бусин, но зато очень красивое! Чаще всего такие виды бусин используют на Гавайских островах, в Индии, Тибете, Амазонии, Южной Америке и в Индонезии. Для их создания пользуются шилом с прочной двойной нитью из хлопка, при этом цветы нанизывают только поперечно, орехи можно использовать и целиком, получая эффектные натуральные подвески. Каждый вид ореха приносит в итоге индивидуальную необычную форму, от которой зависит конечный результат украшения. Ямайский фундук - это бусина в виде сердца, грецкий орех – материал для изготовления кулонов, кокосовый – славится своей мелкой формой.

Из многих семян экзотических растений можно получить красивые бусы, чаще всего это ритуальные племенные украшения. Еще из семян «рудракша» получаются четки для медитации.

Бывают украшения из бусин, для которых используют растительные полудрагоценные камни – янтарь, кокосовую жемчужину, карбонизированную смолу. Янтарь - закаменелая деревянная смола, чаще всего мастера находят ее на побережье Балтийского моря. Украшения из янтаря распространены в Эфиопии, Мали и на территории Европы. Вид антрацитного угля имеет другой природный материал - карбонизированная смола, она используется в украшениях в виде полированных и граненых кабошонов.

Достаточно редка бусина из «кокосовой жемчужины», она развивается внутри кокосового ореха и со временем получает полимерные свойства. Семя становится достаточно прочным и может использоваться в процессе резьбы и полировки, а также для изготовления украшений.

Самая древняя бусина изготовлена из раковин и кораллов. Она начинает свою историю с Марокко. Именно там было сделано первое украшение из раковины моллюска. С тех пор эти виды бусин стали популярны во всех океанских культурах. Из раковин вампум, пукка, каури получают красивейшие кулоны и подвески.

Из более толстых и крупных раковин выходит бусина квадратной формы, на нее можно нанести узор с помощью лазера. Из кусочков белого перламутра делают серьги, после чего их раскрашивают в разные летние цвета. Закаменелые отростки кораллов - прекрасный вариант для бусин и резаных кулонов.

Бусины искусственного происхождения

Все виды бусин из искусственных материалов отличаются уникальной историей или своеобразной техникой изготовления. Стекло, глина, металл, пластик подвергаются сложному процессу обработки, который позволяет придать обычному материалу неузнаваемый вид и создать изысканные украшения из бусин.

Эта бусина изготавливается из глины, которая придает изделию самую необычную форму и любую цветовую гамму, но при этом сохраняет достаточно тяжелый вес. Бусина из глины получается двумя способами производства, а точнее - процессом обработки ее поверхности. Она может быть без отделки и с отделкой - покрыта специальными пигментными красками, чаще всего еще в процессе добавления красящего вещества в глину, благодаря чему керамическое украшение из бусин имеет хорошую стойкость.

Первые бусины из золота, серебра и некоторых других металлов запечатлелись в истории Парижа, но при этом их шлифовка происходила в Германии. Поскольку такие виды бусин были достаточно дорогими и недоступными, мастера нашли альтернативу и стали заниматься производством металлизированных бусин, свойства которых позволяют гарантировать надежную защиту от воды и влаги.

Благодаря своей прозрачности и цветовым эффектам именно стекло является прекрасным материалом, с помощью которого производят качественные и изумительно красивые украшения из бусин. Родина стеклянных бусин - Древний Египет, в те времена ими расшивали одежду древнеегипетских фараонов, плели изысканные ожерелья.

На сегодняшний день любой способ производства стеклянных бусин, основан на технологии печного обжига. Принцип лэмпворк заключается в наматывании расплавленного на газовой лампе материала, вокруг металлического стержня, с помощью которого получают художественные виды бусин. При способе «штамповки», из разогретого стекла при использовании пресса вырезается необходимая форма изделия. Кроме штампования, бусина из стекла, может получаться с помощью процесса растягивания, отлива, стеклодувства.

Стеклянные бусины - достаточно широкая и разнообразная группа изделий, отличающаяся не только мастерством изготовления, но и внешним видом, а также странами, благодаря которым появился данные виды бусин.

Венецианская бусина – это произведения итальянских мастеров. Им свойственные объемные, причудливые формы, преимущественно золотых оттенков. Кроме того, итальянское авторство присуще муранским бусинам - круглым или немного выпуклым, с необычным сочетанием цветов, а также шевроновым изделиям – продолговатой формы, с внутренним узором в виде звезды.

Африканская порошковая бусина имеет орнамент в виде зигзагов или треугольников. Самый известный вариант чешских бусин сочетает в себе несколько цветов и имитирует срезы полудрагоценных камней. Чешские украшения из бусин бывают многогранного вида – с огранкой немного овальной формы, двухгранной – с округленной гранью, преимущественно золотых, серебряных или медных оттенков.

Стеклянные кристаллы – хрустальная бусина, технология которой была открыта около века назад Даниэлем Сваровским в Австрии. Австрийская компания привела на рынок изумительно красивые и качественные бусины, способные придать изысканный вид любому изделию. Украшение из бусин Сваровского – имеют выточенную геометрию, оптический эффект, сочетания самых смелых оттенков. Чаще всего, бусина Сваровского имеет форму сферы, слезинки или куба.

Бусина из пластика - наиболее доступный и в тоже время эффектный материал. Чаще всего пластиковые украшения из бусин бывают прозрачных или же ярко окрашенных тонов. Пластиковые бусины производят способом отливки – они практичны, легки, но при этом подходят для нанизывания на крученные, весьма тяжелые шнуры.

Любые виды бусин имеют свои преимущества и недостатки. Натуральные изделия привлекают своей экологичностью, загадочной связью с их владельцами, к тому же они достаточно легкие, не дорогие, подходят под различные стили моды

В отличие от них, стеклянные украшения из бусин более тяжелые, но бусина в них смотрится более нарядно. На сегодняшний день эти виды бусин наиболее распространены среди мастеров украшений, а особенно в технике бисероплетения. Диапазон цен зависит от качества материала, более дорогие изделия отличаются особой прочностью.

Наиболее богатые украшения из бусин – золотые и серебряные изделия, а также натуральные камни, со всем своим многообразием цветов, форм и размеров. А вот простые металлы недолговечны, они быстро тускнеют и теряют первоначальный вид.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.