Методика занятий лечебной физкультурой при ревматизме. Лечебная физкультура при ревматизме (физические упражнения и лечебная физкультура) Упражнения при ревматизме

Ревматизм - это инфекционно-аллергическое заболевание, сопровождающееся преимущественно поражением сердца и сосудов, а случается, и суставов, центральной нервной системы и других органов. Ревматизмом болеют в основном школьники подросткового возраста и молодые люди.

Цель восстановления нарушенных функций центральной нервной системы, повышения возбудимости коры головного мозга, подвижности нервных процессов; занятия физическими упражнениями способствуют десенсибилизации организма; повышения общего тонуса организма и физиологической активности систем и органов, ослабленных болезнью; занятия физическими упражнениями способствуют оздоровлению нервно-психической сферы больного; устранения застойных явлений в тканях и органах путем мобилизации экстракардиальных факторов кровообращения, что облегчает работу сердца, пораженного и ослабленного ревматическим процессом; приспособления сердечно – сосудистой системы к новым условиям работы при сформировавшемся пороке сердца; постепенной тренировки организма, улучшения его функциональной способности с учетом неизбежных нагрузок в домашней обстановке и школе.

Лечебную физкультуру при ревматизме следует применять в зависимости от этапов лечения. Следует учитывать также большое воспитательное и организующее значение лечебной физкультуры в детских учреждениях. Занятия физическими упражнениями способствуют физической подвижности детей, тем самым предупреждая нарушения установленного двигательного режима.

В больницу помещают тяжелобольных детей с ревматической атакой, а также с заболеванием в активной фазе течения. В детских больницах применяют специально разработанную методику лечебной гимнастики. Такая гимнастика применяется в комплексе с гормональномедикаментозной терапией. Организованные занятия лечебной гимнастикой начинают после перевода больного на постельный режим и продолжают все время, пока дети находятся на лечении. Лечебная физкультура составляет неотъемлемую часть комплексной терапии больных ревматизмом детей. В поликлиниках должны лечиться больные ревматизмом дети, находящиеся в раннем послеприступном периоде, выписанные из стационаров и находящиеся дома или посещающие школу. Курс лечения следует продолжать не менее 6 месяцев с регулярным посещением занятий лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры 2 -3 раза в неделю (табл. 51). Кроме того, дети должны ежедневно заниматься индивидуальной гимнастикой дома по рекомендованным комплексам (табл. 52).

Отбор детей для занятий лечебной физкультурой должны проводить ревматологи поликлиник. Группы комплектуют по 8- 10 детей в каждой. Курс лечения состоит из 3 периодов: вводного, основного (тренировочного) и заключительного. Продолжительность каждого занятия 30- 40 минут. Применяют упражнения в положениях лежа, сидя и стоя; исключают статические напряжения. Особое внимание обращают на правильную постановку дыхания; упражнения подбирают по принципу «рассеянной нагрузки» с акцентом на ритмические движения в мелких дистальных суставах. Широко используют ходьбу, а в тренировочном периоде - дозированный бег. В начале и конце каждого занятия измеряют температуру тела, проверяют пульс и дыхание. Занятия должна проводить специально обученная медицинская сестра или инструктор лечебной физкультуры. По окончании курса лечения дети могут заниматься физкультурой в школе (специальная или подготовительная группа), находясь под наблюдением школьного врача. В каждой школе должны быть организованы занятия физкультурой с детьми, больными ревматизмом, отнесенными по результатам медицинского осмотра в специальную группу. Инструктаж преподавателей физкультуры следует проводить в детской поликлинике. В санаториях для детей должны быть применены дифференцированные режимы движений - общетренирующий, щадящий и полупостельный. Приводим схему режимов движения для детей, больных ревматизмом, в курортно-санаторных условиях (по А. В. Иониной).

Общетренирующий режим (№ 1). Таким режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью при полной компенсации функций сердечно - сосудистой системы. В режим движений детей с такими заболеваниями вводят занятия лечебной гимнастикой. Методика тренировки детей этой группы по форме и содержанию близка к программе школьного урока по физкультуре; исключают лишь силовые упражнения (на гимнастических снарядах, висы, лазания и т. д.). В занятиях необходимо обращать внимание на сочетание ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями. Детей допускают к утренней гигиенической гимнастике, прогулкам, ближним экскурсиям, массовым мероприятиям; им разрешают играть в волейбол (в течение 15- 20 минут), городки, зимой - кататься на коньках (20- 60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45- 60 минут) и т. д.

Щадящий режим (№ 2). Этот режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе ревматизма, а именно: а) с процессом на втором году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы; б) с недостаточностью кровообращения I степени (по Г. Ф. Лангу); в) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения. Такие дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики является показанным. В задачи лечебной физкультуры в этом периоде заболевания входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которую достигают проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях особое внимание обращают на воспитание дыхания в сочетании с движением. Детям этой группы показаны дозированные прогулки (до 3 км равномерным шагом), терренкур и малоподвижные игры. Противопоказаны движения в быстром темпе, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания. У этих детей используют также двукратный отдых в течение дня, круглосуточное пребывание на открытом воздухе, воздушные ванны и водные процедуры.

Полупостельный режим (№ 3). Этот режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, а также детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно - сосудистой системы. Такие дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движений детей. Для этой цели в его распоряжении должны быть в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, раскрашивание и т. д.). Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему положение, облегчающее функции дыхания и кровообращения. Необходимо применять лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В занятиях лечебной гимнастикой используют элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность занятий 5- 7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми может быть организовано одновременно с закаливанием, используя для этого воздушные ванны. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1- 2 часов.


Изд-во «Медицина», Москва, 1968 г.
Приведено с сокращениями

В современных представлениях об этиологии и патогенезе ревматизма господствует так называемая инфекционно-аллергическая теория. Согласно этой теории, заболевание ревматизмом развивается у лиц, организм которых в связи с наличем хронического инфекционного очага (тонзиллит, гайморит и пр.) приобрел повышенную чувствительность (гиперергию) к различным раздражителям: повторной инфекции, холоду, чужеродному белку и т.д. Таким образом, предварительная перестройка реактивности организма, его сенсибилизация являются обязательным условием для возникновения любой формы ревматизма (сердечной, суставной, нервной).

Болезнь протекает хронически, с периодами обострения - проявление повышенной общей реактивности организма. Различают активную фазу ревматического процесса, когда, по данным Р.М. Пэн, изучавшей условнорефлекторную деятельность ребенка, больного ревматизмом, отмечается ослабление замыкательной функции коры больших полушарий, повышение тормозимости, нарушение подвижности процессов, быстрая истощаемость нервных клеток.

Другая фаза болезни-внеприступная, которую А.А. Кисель характеризует состоянием неустойчивости реакции организма больного, когда «меняется только темп течения заболеваний, когда дети могут казаться образцом здоровья, а на самом деле это больные дети». В этот период можно также говорить о слабости коры больших полушарий головного мозга, даже о стойкой ее слабости, чему соответствуют жалобы больного на повышенную утомляемость, повышение возбудимости, острые реакции на внешние раздражения, снижение трудоспособности. Все эти жалобы говорят об ослаблении внутреннего торможения и повышении истощаемости нервных клеток. Помимо этого, у больных ревматизмом отмечается ряд вегетативных нарушений в виде повышенной потливости, тахикардии, одышки и пр.

В течении внеприступного периода заболевания различают три этапа. Первый этап - внеприступный период в течение первых 12 месяцев после острой ревматической атаки. Его можно рассматривать как период субкомпенсированного ревматического процесса. Второй этап - период полной компенсации без явных и скрытых симптомов активного ревматического процесса. Третий этап - предприступный, когда ряд микросимптомов (повышение РОЭ и др.) должен быть учтен при оценке функциональных возможностей организма во внеприступном периоде.

Ревматические поражения сердца у детей отличаются особой тяжестью и приводят к стойким изменениям клапанов, причем развитие этих изменений не всегда идет параллельно с рецидивированием процесса. Безусловно обоснованы требования соблюдения строгого и длительного покоя до момента затихания острых клинических проявлений болезни с организацией тщательного ухода и врачебного наблюдения за ребенком.

Крайне важно своевременно организовать правильный двигательный режим, обеспечивающий постепенный переход больного от состояния относительного покоя к режиму малых мышечных нагрузок, а в дальнейшем - к нагрузкам тренировочного характера. Организованный режим дня, правильное использование физических нагрузок и отдыха, а также проведение закаливания содействуют улучшению согласованной деятельности основных систем организма, в частности сердечно-сосудистой системы, и являются средством борьбы с проявлениями у больных склонности к гиперергическим реакциям.

Физические упражнения имеют также большое организующее и дисциплинирующее значение для детей, страдающих ревматизмом. При подборе физических упражнений для занятий с детьми, больными ревматизмом, необходимо учитывать характер течения и фазу заболевания, общее состояние и физическое развитие ребенка, а также его моторную подготовленность.

Этапное лечение ревматизма у детей предусматривает непосредственный перевод ребенка из больничного стационара в местный санаторий.

Лечение на курортах показано для детей, страдающих ревматизмом с выраженными пороками клапанов, с начальными явлениями недостаточности кровообращения и с ревматическими кардитами, не ранее 8-12 месяцев после последней атаки, при нормальной температуре и РОЭ не свыше 18-20 мм в час. Для этих детей в санаториях должны быть созданы дифференцированные режимы движения (тренирующий, щадящий, полупостельный и постельный в случае обострения процесса).

Тренирующим режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания, при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью, при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы. В комплексе мероприятий в режим движения для этих детей должна быть введена процедура лечебной гимнастики, планируемая в программе школьных занятий в условиях санатория, так как дети с указанными выше клиническими изменениями занимаются в подготовительной группе в общеобразовательной школе. Эти занятия имеют своей задачей повысить тренированность ребенка, адаптировать миокард к повышенным требованиям, предъявляемым физическими упражнениями, а также подготовить к перенесению нагрузок школьной программы.

Методика тренировки детей этой группы близка по форме и содержанию к программе школьного урока по физической культуре; исключаются лишь упражнения силовые (на гимнастических снарядах, чистые висы, лазанье и пр.). В занятиях необходимо обращать внимание на правильное сочетание у детей ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями.

Дети, находящиеся на тренирующем режиме, должны участвовать также в утренней гигиенической гимнастике, прогулках, ближних экскурсиях, массовых мероприятиях. Им разрешается играть в волейбол (в течение 15-20 минут), в городки, зимой кататься на коньках (20-60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45-60 минут) и т.д. При всех занятиях физическими упражнениями необходим постоянный медицинский и педагогический контроль с обязательным учетом реакций на острую нагрузку, с анализом поведения и самочувствия при выполнении повышенных требований.

Щадящий режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе заболевания ревматизмом, а именно: 1) с процессом на 2-м году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы; 2) с недостаточностью митрального клапана при явлениях недостаточности кровообращения первой степени; 3) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения.

Эти дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики для них является показанным.

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для детей, страдающих ревматизмом, при тренирующем режиме

1. Исходное положение стоя. Ходьба простая и усложненная движениями верхних конечностей, фигурной маршировкой и т.д. Дыхательные упражнения - 3-4 мин.

2. Элементарные и комбинированные упражнения для конечностей и туловища без отягощения и с мелкими снарядами (палки, флажки и т.п.). Упражнения с малыми, легкими мячами и медицинболами весом 1-1,5 кг - 12-20 мин.

3. Упражнения на гимнастической стенке (исключая висы чистые и упоры). Упражнения на гимнастической скамейке. Равновесие, поскоки, дозированный бег (20-40 секунд). Малоподвижные игры. Волейбол (продолжительностью до 10 минут) - 15-18 мин.

4. Ходьба простая в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление. Спокойный отдых на ковриках - 5-6 мин.

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для детей, страдающих ревматизмом, при щадящем режиме

1. Исходное положение стоя. Медленная ходьба. Дыхательные упражнения в сочетании с движениями верхних конечностей - 3-4 мин.

2. Исходное положение сидя. Элементарные свободные движения для верхних, нижних конечностей и туловища - 5-10 мин.

3. Игры с мячом (метание, бросание, ловля и пр.). Дыхательные упражнения - 5-6 мин.

4. Исходное положение лежа. Отвлекающие упражнения. Дыхательные упражнения. Покой - лежа - 7-8 мин.

В задачи лечебной гимнастики в этом периоде заболевания - входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которая достигается проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях обращают особое внимание на воспитание у детей дыхания в сочетании с движением; необходимо научить ребенка рационально пользоваться своими движениями с наименьшей затратой энергии, координируя их с правильно поставленным дыханием. Детям этой группы также показано назначение дозированных прогулок, терренкура и малоподвижных игр. Противопоказанными являются движения в быстром темпе, упражнения, связанные с натуживанием и с задержкой дыхания.

В общеобразовательной школе эти дети относятся к так называемой специальной группе с освобождением от учебных занятий по физической культуре. Им показаны занятия лечебной гимнастикой в условиях поликлиники или во внеучебное время в условиях школы. Полупостельный режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно-сосудистой системы и детям, поступившим в местный санаторий непосредственно из стационара. Эти дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движения детей.

Для этой цели в его распоряжении должны иметься в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, разрисовка и пр.). Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему оптимальное положение, облегчающее функцию дыхания и кровообращения.

Для тонизирования у больных детей функции кровообращения с ними необходимо проводить лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В процедурах лечебной гимнастики используются элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность процедур 5-7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми, страдающими ревматизмом, может быть организовано одновременно с проведением их закаливания с помощью воздушных ванн. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1-2 часов.

Детям, страдающим ревматизмом, показан широкий комплекс закаливающих процедур при соблюдении основных правил закаливания: повторность и длительность воздействия холода, постепенность усиления воздействия, непрерывность, учет индивидуальной чувствительности и положительная реакция ребенка.

Показаны использование воздушного режима в течение дня, дневной сон на воздухе в летнее и зимнее время, воздушные ванны в сочетании с движениями в холодные летние дни; обтирания, души с постепенным снижением температуры воды, купание в открытом водоеме летом один раз в день при температуре воздуха не ниже 25° в тени и воды не ниже 20° от 3 до 5 минут, ежедневные обливания ног водой от 28 до 16°.

Последние процедуры содействуют профилактике «простудных» заболеваний, так как стопы играют важную роль в регуляции теплоотдачи организма. Важной задачей санатория является приучить ребенка к повседневному использованию физических упражнений и закаливания в быту.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Пермский базовый медицинский колледж»

Физическая культура при ревматизме

Работу выполнила:

Студентка 3 курса Ф/О гр. А1

Шестакова Майя

Преподаватель:

Кузьмин В.Н.

Пермь 2015 г.

Введение

Ревматимзм-- системное воспалительное заболевание с преимущественной локализацией патологического процесса в оболочках сердца, развивающееся у предрасположенных к нему лиц, главным образом в возрасте 7--15 лет.

В современной медицинской литературе данный термин вытеснен общепринятым во всём мире «острая ревматическая лихорадка», что обусловлено разноречивостью понимания термина «ревматизм» в России. В других странах термин «ревматизм» применяется для описания поражений околосуставных мягких тканей. В обывательском понимании под этим термином подразумеваются заболевания опорно-двигательного аппарата, возникающие с возрастом, что не совсем правильно.

Этиология

1.Инфицирование в-гемолитическим стрептококком группы А.

2.Наличие очагов инфекции в носоглотке (ангина, хронический фарингит, хронический тонзиллит).

3.Скарлатина.

4.Генетическая предрасположенность.

Патогенез

Патогенез связан с двумя факторами:

1.Токсическим воздействием ряда ферментов стрептококка, обладающих кардиотоксическим действием.

2.Наличие у некоторых штаммов стрептококка общих антигенных субстанций с сердечной тканью.

Клиника

Симптомы проявляются через 1--3 недели после перенесённой острой стрептококковой инфекции. Ревматизм проявляется в 5 синдромах:

Ревмокардит (кардиальная форма) -- воспалительное поражение сердца с вовлечением в процесс всех оболочек сердца (ревмопанкардит), но прежде всего миокарда (ревмомиокардит).

Проявления:

1.Симптомы интоксикации (слабость, утомляемость, потливость, снижение аппетита);

2.Боли в области сердца тянущего, колющего характера;

3.Повышение температуры тела до фибрильных цифр (больше 38 градусов);

4.Умеренная гипотония;

5.Тахикардия (сердцебиение);

6.Изменение границ сердца;

7.Присоединение симптомов левожелудочковой и правожелудочковой сердечной недостаточности;

8.Ослабление тонов, чаще всего приглушение I тона;

9.При резком поражении миокарда может аускультироваться ритм галопа;

Может аускультироваться диастолический шум, характеризующийся завихрениями крови при переходе из атриумов сердца в вентрикулы благодаря работе клапана, пораженного ревмоэндокардитом, с наложенными на него тромботическими массами;

При ранних стадиях заболевания о ревмоэндокардите свидетельствует грубый систолический шум, звучность которого возрастает после физической нагрузки; иногда он становится музыкальным.

Ревмополиартрит (суставная форма) -- воспалительное поражение суставов, с характерными для ревматизма изменениями.

Проявления:

1.Преимущественное поражение крупных суставов (коленные, локтевые, голеностопные);

2.Появляется ремиттирующая лихорадка (38-39 гр.), сопровождающаяся потливостью, слабостью, носовыми кровотечениями;

3.Боли в суставах: стоп, голеностопных, коленных, плечевых, локтевых и кистей;

4.Симметричность поражения;

5.Быстрый положительный эффект после применения нестероидных противовоспалительных препаратов;

6.Доброкачественное течение артрита, деформация сустава не остаётся.

Ревмохорея (Пляска святого Вита) -- патологический процесс, характеризующийся проявлением васкулита мелких мозговых сосудов. Преимущественно встречается у детей, чаще у девочек.

Проявления:

1.Двигательное беспокойство, активность;

2.Гримасничанье, нарушение почерка, невозможность удерживания мелких предметов (столовые приборы), нескоординированные движения. Симптомы исчезают во время сна;

3.Мышечная слабость, вследствие чего пациент не может сидеть, ходить, нарушается глотание, физиологические отправления;

4.Изменение в психическом состоянии пациента -- появляется агрессивность, эгоистичность, эмоциональная неустойчивость, или, напротив, пассивность, рассеянность, повышенная утомляемость.

Ревмодерматит.

Проявления:

1.Кольцевая эритема -- высыпания в виде бледно-розовых кольцевидных ободков, безболезненных и не возвышающихся над кожей;

2.Узловатая эритема -- ограниченное уплотнение участков кожи темно-красного цвета величиной от горошины до сливы, которые располагаются обычно на нижних конечностях.

3.Иногда при значительной проницаемости капилляров появляются мелкие кожные кровоизлияния;

4.Ревматические узелки -- плотные, малоподвижные, безболезненные образования, расположенные в подкожной клетчатке, суставных сумках, фасциях, апоневрозах;

5.Бледность кожных покровов, потливость;

Ревмоплеврит.

Проявления:

1.Боли в грудной клетке при дыхании, усиливающиеся на вдохе;

2.Повышение температуры;

3.Непродуктивный кашель;

5.При аускультации, слышен шум трения плевры;

6.Отсутствие дыхания на стороне поражения.

Органы пищеварения при ревматизме поражаются сравнительно редко. Иногда появляются острые боли в животе (абдоминальный синдром), связанные с ревматическим перитонитом, которые чаще бывают у детей. В ряде случаев поражается печень (ревматический гепатит). Довольно часто выявляют изменения почек: в моче находят белок, эритроциты и др., что объясняется поражением сосудов почек, реже -- развитием нефрита.

Лабораторная диагностика

физический культура ревматизм воспалительный

Для острой фазы ревматизма характерен умеренный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево; в дальнейшем могут наблюдаться эозинофилия, моно- и лимфоцитоз.

СОЭ всегда увеличена, в тяжелых случаях до 50--70 мм/ч.

Характерна диспротеинемия: уменьшение количества альбуминов (менее 50%) и нарастание глобулинов, снижение альбумино-глобулинового коэффициента ниже единицы. На протеинограмме отмечается нарастание б2-глобулиновой и у-глобулиновой фракций;

Повышается содержание фибриногена до 0, 6--1% (в норме не выше 0, 4%). В крови появляется С-реактивный белок, отсутствующий у здоровых людей. Повышается уровень мукопротеинов, что выявляется дифениламиновой (ДФА) пробой. Значительно возрастают титры антистрептолизина, антигиалуронидазы, антистрептокиназы.

На ЭКГ часто находят нарушения проводимости, особенно атриовентрикулярную блокаду I-II степени, экстрасистолию и другие нарушения ритма, снижение вольтажа зубцов ЭКГ. Нарушение трофики сердечной мышцы в связи с воспалительным ее поражением может приводить к изменению зубца T и снижению сегмента S--Т.

ФКГ отражает свойственные ревмокардиту изменения тонов, регистрирует появление шумов.

Течение ревматического процесса

Длительность активного ревматического процесса 3-6 мес, иногда значительно дольше. В зависимости от выраженности клинических симптомов, характера течения заболевания различают 3 степени активности ревматического процесса:

Максимально активный (острый), непрерывно рецидивирующий;

Умеренно активный, или подострый;

Ревматизм с минимальной активностью, вяло текущий, или латентный. В тех случаях, когда нет ни клинических, ни лабораторных признаков активности воспалительного процесса, говорят о неактивной фазе ревматизма.

Для ревматизма характерны рецидивы заболевания (повторные атаки), которые возникают под влиянием инфекций, переохлаждения, физического перенапряжения. Клинические проявления рецидивов напоминают первичную атаку, но признаки поражения сосудов, серозных оболочек при них выражены меньше; преобладают симптомы поражения сердца.

Лечение

В активной фазе ревматизма лечение проводят в стационаре; больные должны соблюдать постельный режим. Назначают препараты, оказывающие гипосенсибилизирующее и противовоспалительное действие: кортикостероидные гормоны, нестероидные противовоспалительные препараты, делагил, плаквенил. Назначают антибиотики, особенно при наличии у больных очагов инфекции, проводят санацию этих очагов: кариозных зубов, тонзиллита, гайморита.

Профилактика

Включает закаливание организма, улучшение жилищных условий, режим труда на производстве, борьбу со стрептококковой инфекцией. Для предупреждения рецидивов весной и осенью проводят лекарственную профилактику бициллином в сочетании с салициилатами или ортофеном (вольтареном), индометацином, хингамином либо проводят круглогодичную профилактику с ежемесячным введением бициллина-5.

Для решения задач первичной профилактики ревматизма необходимо проводить:

1.комплексные осмотры врачами различных специальностей больших коллективов для выявления среди них носителей стрептококковой инфекции или лиц, страдающих хронической очаговой инфекцией с аллергической реактивностью;

2.тщательное обследование этих лиц с использованием современных биохимических и иммунологических методов исследования (определение количества лейкоцитов, титра стрептококковых антител, в первую очередь антистрептолизина-O и др.);

3.санация очагов инфекции;

4.взятие этих лиц на диспансерный учет для планового лечения и наблюдения.

Физическая культура при ревматизме

Для людей, страдающих ревматизмом, словосочетание «лечебная физкультура» прозвучит как издевательство. Какая может быть физкультура, если порой любое движение доставляет боль. И тем не менее лечебная физкультура при ревматизме активно применяется, лечебную физическую культуру назначают в активной фазе ревматизма при стихании острых явлений заболевания. Методика занятий чем-то схожа с методикой, применяемой при инфаркте миокарда.

При строгом постельном режиме применяют активные движения в дистальных суставах конечностей, пассивные упражнения, а также массаж. По мере расширения двигательного режима в занятия постепенно включают более трудные упражнения, для более крупных групп мышц. Движения, вызывающие боль в воспаленных суставах, выполняют с неполной амплитудой. Лечебную физкультуру при ревматизме назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по лечебной физкультуре. Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия -- это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом, поэтому мы не приводим конкретные упражнения. Но невозможно оставить без внимания физическую составляющую лечебных процедур при ревматизме, поэтому мы предлагаем вам комплекс утренней тибетской гимнастики. Его выполнение доступно практически в любом состоянии, так как все упражнения выполняются, не вставая с кровати. Эти упражнения воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также на работу желез внутренней секреции.

После гимнастики выпейте стакан воды с ложкой меда глотками, настоянной с вечера.

Итак, в комплекс входят всего 10 упражнений:

1. Массаж ушных раковин: лежа в кровати на спине, положите большие пальцы за уши и зажатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз так, чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам. Полностью сосредоточьтесь на выполняемых действиях, глаза закройте.

2. Массаж лба: ладонь правой руки положите на лоб, левую -- на правую и двигайте по лобовой части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. С помощью этого упражнения можно избавиться от головной боли.

3. Массаж глаз: тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки -- 15 раз. Это упражнение помимо общеоздоровительного эффекта улучшает зрение и успокаивает нервную систему.

4. Массаж щитовидной железы: согнутыми ладонями рук мягко массируйте щитовидную железу сверху вниз, обнимая железу, 30 раз. Это упражнение улучшает регуляцию всех обменных процессов в организме и работу внутренних органов.

5. Массаж живота: правую ладонь положите на левую и делайте круговые движения 20-30 раз, но так, чтобы живот перемещался то вверх, то вниз, что достигается поворотом ладони.

6. Втягивания живота: лежа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, а затем выпучивайте -- 20 раз. Это упражнение полезно проделывать несколько раз в течение дня. Оно благотворно влияет на работу печени, а попутно помогает избавиться от лишнего жира в области живота.

7. Сгибание ног: лежа на спине, поочередно сгибайте ноги в коленных суставах и плотно подтягивайте каждую ногу к груди так, чтобы массажу подвергались все внутренние органы. Повторите по 15 раз с каждой ногой. Упражнение улучшает работу всех внутренних органов.

8. Массаж стоп: сидя на кровати, спустите ноги на пол, левую положите на правую, ладонью правой руки массируйте выемку стопы -- 20 раз, затем поменяйте ноги и массируйте выемку другой ноги, тоже 20 раз. Это самое эффективное упражнение для лечения ревматизма и регулирования работы сердца.

9. Массаж затылка: сидя на кровати, сцепите руки в замок, положите их на затылок и массируйте его в обе стороны по 10 раз. Это упражнение улучшает кровообращение и движение спинномозговой жидкости.

10. Последнее - энергетическое упражнение: сидя, положите ладони на уши, плотно прижмите и кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку, всего сделайте 25-30 ударов. Такие движения возбуждают кору головного мозга, избавляют от головной боли.

На протяжении многих десятилетий существовало убеждение, что больным в активной фазе ревматизма следует 3--4 месяца лежать в постели, резко ограничить движения. Однако в последнее время выяснилось, что злоупотребление покоем расслабляет больного, снижает нервно-мышечный тонус, замедляет процессы восстановления. Известно и другое: если больной слишком активен, не лежит в постели, а тем более много ходит, у него наступает резкое ухудшение самочувствия. Поэтому двигаться надо, но в меру, а ее определяет врач.

Наблюдения и исследования показали, что дозированные физические упражнения с постепенно возрастающей нагрузкой, с обязательным включением дыхательных упражнений улучшают кровообращение, создают оптимальные условия для работы сердца.

Поэтому в стационарах больные активной фазой ревматизма под руководством методиста делают в постели медленные, осторожные движения руками, ногами, поворачиваются на бок. Со временем больной обретает навыки перехода из горизонтального положения в положение сидя (подкладывает руки под поясницу, делает вдох и с помощью рук садится во время выдоха). Через 4--5 недель пациента обучают комплексу упражнений, которые рекомендуется делать и после выписки домой. Все они, за исключением восьмого упражнения, выполняются сидя.

Занятия лечебной физкультурой проводятся только в медленном и среднем темпе. Число повторений каждого упражнения -- 4--6 раз. После каждых трех упражнений надо отдохнуть--сделать 3--4 вдоха и выдоха. Продолжительность занятий 15--20 минут.

Через 2--3 недели нагрузку повышают, увеличивая число повторений каждого упражнения, и делают их не сидя, а стоя. Продолжительность занятий доводят до 30 минут.

Если нет одышки и частота пульса увеличивается по сравнению с исходной не более чем на 10--15 ударов в минуту, то через два месяца, посоветовавшись с врачом, можно переходить к комплексам с большей нагрузкой.

Однако в течение года после перенесенной атаки ревматизма спортом заниматься не рекомендуется. Дети в школе, а студенты в вузе освобождаются от физкультуры на 6-8 месяцев. Затем, если у них не развился порок сердца, они занимаются в III группе--с ограничением физической нагрузки. Спустя два года, когда врач убедится, что состояние пациента хорошее и порок сердца не сформировался, можно заниматься во II подготовительной группе. Тех, кто хорошо переносит физические нагрузки, еще через год переводят в основную группу. Они уже могут заниматься некоторыми видами спорта.

Тем больным, у которых развилась недостаточность митрального клапана сердца, следует подходить к физическим нагрузкам с особой осторожностью. Им доступны занятия физкультурой только в III группе.

Больным, у которых развился митральный порок, сопровождающийся стенозом (сужением отверстия) с одновременным поражением клапанов аорты, рекомендуются комплексы лечебной физкультуры, специально составленные врачом и методистом по лечебной физкультуре. Они подбираются в зависимости от особенностей течения- ревматического процесса у пациента и переносимости им физической нагрузки.

Правильно и своевременно начатая физическая тренировка, соответствующая возможностям организма, способствует более быстрому выздоровлению и приспособлению сердца к физическим нагрузкам.

1.Руки на коленях, ноги на ширине плеч, развести руки в стороны--вдох, опустить их на колени--выдох.

2.Ноги вместе, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе (скольжение). Дыхание произвольное.

3.Ноги вместе, согнуты в коленях, руки на поясе, поочередное разгибание ног в коленном суставе. Дыхание произвольное.

4.Ноги на ширине плеч, руки на поясе, развести руки в стороны--вдох, опустить в исходное положение--выдох.

5.Ноги вместе, руки на коленях, развести руки в стороны--вдох, подтянуть колено к животу--выдох. То же другой ногой.

6.Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью, повернуть туловище влево, одновременно разгибая левую руку--вдох. Вернуться в исходное положение--выдох; то же повторить в правую сторону.

7.Опереться руками сзади о сиденье стула, ноги вместе, выпрямлены. Поочередно отвести скольжением в стороны прямую то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное.

8.Ходьба в течение 1--2 минут.

9.Сесть на стул, ладони на коленях, сгибать и разгибать пальцы рук. Дыхание произвольное.

10.В том же положении сгибать и разгибать стопы. Дыхание произвольное.

Список литературы

1.Долгополова А. В. (ред.) Ревматизм у детей. Л., «Медицина», 1977.

2. Нестеров А. И. Ревматизм. М., «Медицина», 1973.

3. Талалаев В. Т. Острый ревматизм. М.--Л., «Биомедгиз», 1929.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физическая культура и спорт в свободное время. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Методика выполнения простейших самостоятельных физических упражнений гигиенической и тренировочной направленности.

    курс лекций , добавлен 28.12.2011

    Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Термин "физическая культура" как центральное понятие всего физкультурного образования. Физическая культура личности, ее основные признаки и ценностный аспект (материальный и духовный).

    реферат , добавлен 18.09.2013

    Основные причины заболеваний. Физическая культура: общественная и личная. Правильная физическая активность как основа сохранения и поддержания здоровья и развития. Физическое развитие ребенка по мере его взросления (рацион, режим, комплекс упражнений).

    контрольная работа , добавлен 10.01.2009

    Производственная физическая культура, ее цель и задачи. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств физкультуры. Производственная физическая культура в рабочее время. Дополнительные средства повышения работоспособности.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Физическая культура в общественной, профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Основы методики самостоятельных занятий упражнениями. Социально-биологические основы физической культуры.

    курс лекций , добавлен 10.04.2009

    Появление термина "физическая культура". Физкультура как важный социальный феномен, способ самореализации человека, механизм оздоровления людей, показатели ее состояния в обществе. Основные ее формы и место в системе ценностей современной культуры.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Физическая культура-часть общечеловеческой культуры. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Профессиональная направленность физического воспитания студента.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2007

    Физическая культура в Древней Греции в эллинистическую эпоху. Кризис традиционной религии, утрата сакрального смысла в публичных состязаниях и играх. Физическая культура в Древнем Риме в эллинистическую эпоху. Физическая культура Рима в период республики.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профессионально-прикладная физическая культура специалиста в рабочее время. Профилактика заболеваний и травматизма средствами физкультуры.

    реферат , добавлен 15.05.2012

    Физическая культура и спорт как компоненты целостного развития личности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, в структуре профессионального образования. Социально-биологические основы физической культуры.


Ревматизм среди заболеваний детского возраста занимает особое место. Значительное его распространение, упорство течения, склонность к рецидивам, нерешенность основных вопросов его этиологии, патогенеза и лечения заставляют обращать большое внимание на организацию борьбы с этим заболеванием. В настоящее время ревматизм считают общим инфекционно-аллергическим заболеванием с инфекционно-неврогенным патогенезом при участии нейро-гормональных нарушений.

Ревматизм - заболевание, при котором в патологический процесс вовлечены все системы, особенно сердечно-сосудистая и нервная. Имеются все основания считать, что при ревматизме имеют место глубокие нарушения кортико-висцеральной регуляции. У детей отмечают ослабление замыкательной функции коры больших полушарий, усиление процессов торможения, снижение, подвижности нервных процессов, быструю истощаемость нервных клеток. При остром ревматизме возбудимость мозговой коры понижается в 2- 3 раза.

Ревматизм относится к числу заболеваний, при которых исключительно важное значение приобретают реактивность организма и его иммунобиологическое состояние. Состояние сенсибилизации является обязательным условием для развития этого заболевания. Меры общего укрепления организма, повышения его сопротивляемости - главная основа профилактики и лечения ревматизма у детей.

В. И. Молчанов к мерам профилактики при ревматизме относит: режим, достаточное и полноценное питание, широкое пользование свежим воздухом, разумно проводимое закаливание, физические упражнения, занятия спортом. Таким образом, физкультуру во всем ее разнообразии следует рассматривать как основу профилактики ревматизма у детей. Лечебная физкультура является неотъемлемой частью комплексного лечения детей, больных ревматизмом, во всех лечебно-профилактических учреждениях (больница, санатории-, поликлиника).

Наблюдения над эффективностью лечебной физкультуры у детей, больных ревматизмом, проведенные в последние годы (А. В. Ионина, С. В. Хрущев, Е. И. Казакова, Л. С. Алексеев и др.), убедительно показали важность широкого внедрения этого метода в систему лечения на всех ее этапах.

Лечебную физкультуру применяют с целью:

Восстановления нарушенных функций центральной нервной системы, повышения возбудимости коры головного мозга, подвижности нервных процессов; занятия физическими упражнениями способствуют десенсибилизации организма;

Повышения общего тонуса организма и физиологической активности систем и органов, ослабленных болезнью; занятия физическими упражнениями способствуют оздоровлению нервно-психической сферы больного;

Устранения застойных явлений в тканях и органах путем мобилизации экстракардиальных факторов кровообращения, что облегчает работу сердца, пораженного и ослабленного ревматическим процессом;

Приспособления сердечно-сосудистой системы к новым условиям работы при сформировавшемся пороке сердца;

Постепенной тренировки организма, улучшения его функциональной способности с учетом неизбежных нагрузок в домашней обстановке и школе.

Стедует учитывать также большое воспитательное и организующее значение лечебной физкультуры в детских учреждениях. Занятия физическими упражнениями способствуют физической подвижности детей, тем самым предупреждая нарушения установленного двигательного режима.

Лечебную физкультуру при ревматизме следует применять в зависимости от этапов лечения.

В больницу помещают тяжелобольных детей с ревматической атакой, а также с заболеванием в активной фазе течения. В детских больницах применяют специально разработанную методику лечебной гимнастики. Такая гимнастика применяется в комплексе с гормонально-медикаментозной терапией.

Организованные занятия лечебной гимнастикой начинают после перевода больного на постельный режим (16) и продолжают все время, пока дети находятся на лечении. Лечебная физкультура составляет неотъемлемую часть комплексной терапии больных ревматизмом детей. В поликлиниках должны лечиться больные ревматизмом дети, находящиеся в раннем послеприступном периоде, выписанные из стационаров и находящиеся дома или посещающие школу.

Курс лечения следует продолжать не менее 6 месяцев с регулярным посещением занятий лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры 2-3 раза в неделю (табл.51).

Кроме того, дети должны ежедневно заниматься индивидуальной гимнастикой дома по рекомендованным комплексам табл 52.


Наблюдения показали, что у большинства детей, посещающих занятия по лечебной гимнастике в поликлинике, заметно улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, а также общее состояние. Температура тела нормализуется. Дети, как правило, реже болеют, обострения бывают у единичных больных.


Отбор детей для занятий лечебной физкультурой должны проводить ревматологи поликлиник. Группы комплектуют по 8-10 детей в каждой. Курс лечения состоит из 3 периодов: вводного, основного (тренировочного) и заключительного. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Применяют упражнения в положениях лежа, сидя и стоя; исключают статические напряжения. Особое внимание обращают на правильную постановку дыхания; упражнения подбирают по принципу «рассеянной нагрузки» с акцентом на ритмические движения в мелких дистальных суставах.

Широко используют ходьбу, а в тренировочном периоде - дозированный бег. В начале и конце каждого занятия измеряют температуру тела, проверяют пульс и дыхание. Занятия должна проводить специально обученная медицинская сестра или инструктор лечебной физкультуры.

По окончании курса лечения дети могут заниматься физкультурой в школе (специальная или подготовительная группа), находясь под наблюдением школьного врача. В каждой школе должны быть организованы занятия физкультурой с детьми, больными ревматизмом, отнесенными по результатам медицинского осмотра в специальную группу. Инструктаж преподавателей физкультуры следует проводить в детской поликлинике.

В детские санатории и на курорты поступают дети, страдающие ревматизмом (межприступный период) с пороками клапанов, недостаточностью кровообращения и ревматическим кардитом не ранее 8-12 месяцев после последней атаки при нормальной температуре тела и при скорости РОЭ 18-20 мм в час. В санаториях для детей должны быть применены дифференцированные режимы движений - обще-тренирующий, щадящий и полупостельный. Приводим схему режимов движения для детей, больных ревматизмом, в курортпо-санаторных условиях (по А. В. Иониной).

Общетренирующий режим (№ 1). Таким режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью при полной компенсации функций сердечно-сосудистой системы. В режим движений детей с такими заболеваниями вводят занятия лечебной гимнастикой.

Методика тренировки детей этой группы по форме и содержанию близка к программе школьного урока по физкультуре; исключают лишь силовые упражнения (на гимнастических снарядах, висы, лазания и т. д.). В занятиях необходимо обращать внимание на сочетание ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями. Детей допускают к утренней гигиенической гимнастике, прогулкам, ближним экскурсиям, массовым мероприятиям; им разрешают играть в волейбол (в течение 15-20 минут), городки, зимой - кататься на коньках (20-60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45-60 минут) и т. д.

Щадящий режим (№ 2). Этот режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе ревматизма, а именно:

а) с процессом на втором году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы;

б) с недостаточностью кровообращения I степени (по Г. Ф. Лангу);

в) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения.

Такие дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики является показанным. В задачи лечебной физкультуры в этом периоде заболевания входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которую достигают проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях особое внимание обращают на воспитание дыхания в сочетании с движением. Детям этой группы показаны дозированные прогулки (до 3 км равномерным шагом), терренкур и малоподвижные игры. Противопоказаны движения в быстром темпе, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания. У этих детей используют также двукратный отдых в течение дня, круглосуточное пребывание на открытом воздухе, воздушные ванны и водные процедуры.

Полу постельный режим (№ 3) . Этот режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, а также детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно-сосудистой системы. Такие дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движений детей. Для этой цели в его распоряжении должны быть в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, раскрашивание и т. д.).

Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему положение, облегчающее функции дыхания и кровообращения. Необходимо применять лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В занятиях лечебной гимнастикой используют элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность занятий 5-7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми может быть организовано одновременно с закаливанием, используя для этого воздушные ванны. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1-2 часов.

Ревматизм считается сложным заболеванием, и не относится к самостоятельно выделенной патологии. Во время течения болезни поражается соединительная ткань во всем организме. Расскажем, каковы симптомы ревматизма коленного сустава и методики лечение заболевания.

Причины

Причины, провоцирующие развитие ревматизма коленного сустава, многообразны. Это может быть как наследственность, так и следующие обстоятельства:

  • часто возникающие заболевания инфекционного характера (ангина, тонзиллит, фарингит хронической формы);
  • присутствие в организме определенного вида белка, относящегося к группе В;
  • сильное переохлаждение конечностей;
  • инфекция, вызванная стрептококком. Это самая частая причина, из-за которой страдает соединительная ткань;
  • аллергическая природа развития патологии, вызванная стрептококковыми вирусами.

Выявить причину развития ревматизма сложно, так же как и распознать наличие патологии. Ревматизм не имеет определенной возрастной категории. От болезни страдают дети, взрослые и пожилые люди.

Симптоматика

Симптомы ревматизма коленного сустава могут развиться практически сращу после перенесенной ангины или другого заболевания, связанного с инфекцией горла. На начальном течении заболевания сложно определить какие-либо симптомы. Первым сигналом могут быть болевые ощущения коленной области. Далее проявляются следующие признаки:

  1. болевые ощущения нарастают постепенно, и сначала могут ощущаться только на одном участке сустава. Затем боль утихает, и через какой-то промежуток времени может проявиться у другой конечности. Симптомы в обеих конечностях бывают одинаковыми;
  2. к болевым ощущениям добавляется отечность, сочетаемая с изменением оттенка кожного покрова;
  3. ощущается общая усталость, слабость;
  4. наступает ограниченность во время двигательной активности. Практически любое движение вызывает невыносимые боли.

Бывает, что перечисленные симптомы исчезают. Но это не означает, что ревматизма больше нет. Просто заболевание перешло к другой, более серьезной стадии развития, и признаки начнут проявляться чуть позже.

Случается и так, что течение ревматизма происходит в скрытой форме. В таком случае, температура тела не бывает нормальной, а удерживается на отметке 37.

Лечение

Чтобы назначить верное лечение при диагностировании ревматизма, необходимо разобраться с причинами, вызвавших патологию. Комплексное лечение ревматизма состоит из следующих этапов:

  1. устраняется источник, вызвавший инфицирование. Чтобы установить, какой вирус вызвал развитие ревматизма, берется анализ на посев из дыхательных путей;
  2. когда вирус установлен, назначается медикаментозная терапия (прием антибактериальных препаратов). При некоторых случаях прописывается комбинированный прием медикаментозных средств;
  3. далее назначаются препараты нестероидной категории, воздействующие на поврежденную суставную ткань. Среди противовоспалительных средств такие препараты, как Ибупрофен, Диклофенак, Мелоксикам;
  4. если ревматизм находится на запущенной стадии, то прописываются гормональные препараты (кортикостероиды). Гормоны показаны при самых запущенных стадиях протекания патологии, когда боли становятся нестерпимыми;
  5. если прием антибиотиков не дал положительных результатов, то назначаются капельницы для очищения организма от токсических веществ.

Лечебная гимнастика

Физические упражнения при ревматизме коленных суставов разрабатываются для каждого пациента индивидуально. Комплексное занятие обычно включает следующие виды упражнений:

  • на растяжение и укрепление мышечной суставной ткани и сухожилий. Такая разновидность движений позволяет исключить распространение патологии на неповрежденные участки коленного сустава;
  • упражнения, направленные на укрепление мышц, но без нагрузок. Такие движения выполняются лежа, и способны снять общую усталость организма;
  • упражнения, выполняемые в воде. Первые водные упражнения продолжаются всего 5 минут. Затем водная нагрузка постепенно увеличивается, и занятия продолжаются полчаса. Водные занятия направлены на укрепление тканей коленного сустава. Во время занятий задействован позвоночник, бедра и конечности.

Специальные физические упражнения (ходьба, занятия в бассейне, на велотренажерах), назначенные при суставном ревматизме, должны выполняться под врачебным контролем. Во время занятий контролируется кровяное давление. Перед физическими занятиями обычно проводятся сеансы массажа.

Как забыть о болях в суставах навсегда?

Вы когда-нибудь испытывали невыносимые боли в суставах или постоянные боли в спине? Судя по тому, что вы читаете эту статью - с ними вы уже знакомы лично. И, конечно, вы не понаслышке знаете, что такое:

  • постоянные ноющие и острые боли;
  • невозможность комфортно и легко передвигаться;
  • постоянное напряжение мышц спины;
  • неприятный хруст и щелканье в суставах;
  • резкие прострелы в позвоночнике или беспричинные боли в суставах;
  • невозможность долго сидеть в одной позе.

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? А сколько денег вы уже потратили на неэффективное лечение? Правильно - пора с этим кончать! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать , в котором раскрыты секреты избавления от болей в суставах и спине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.