Чем занимаются ученые морфологи. Врач морфолог кто это

Патологи́ческая анато́мия - научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов.

Патологическая анатомия является одной из основных медицинских дисциплин и обязательна для изучения в медицинских и ветеринарных вузах.

Общие замечания

В патологической анатомии выделяют два направления: патологическая анатомия человека (медицинская патологическая анатомия ) и патологическая анатомия животных , в частности, важное практическое значение имеет патологическая анатомия сельскохозяйственных животных. В фитопатологии не принято пользоваться термином «патологическая анатомия» , говорят о морфологических изменениях растений (патологическая морфология растений). В данной статье обсуждается только медицинская патологическая анатомия, в дальнейшем обозначаемая общим термином без уточняющего определения.

Терминология

Термины «патологическая анатомия» и «врач-патологоанатом » в настоящее время применяются для обозначения медицинской дисциплины в основном в Российской Федерации и ряде стран бывшего СССР и социалистического лагеря. В Европе и США используются понятия «патология » (pathology ) и «патолог » (pathologist ), однако полными синонимами эти понятия не являются: патология использует более широкий круг методов для диагностики заболеваний.

Поскольку основными методами патологической анатомии являются морфологические , данная дисциплина часто обозначается как патологическая морфология , но этот термин имеет гораздо более широкое значение: патоморфологические изменения в организме больного, его органах и тканях исследуют врачи различных клинических и параклинических специальностей, а не только патологоанатомы .

В непрофессиональной среде патологоанатомом нередко называют судебно-медицинского эксперта , что связано с использованием в патологической анатомии и судебной медицине метода вскрытия тел умерших. Тем не менее «Патологическая анатомия» и «Судебно-медицинская экспертиза » являются различными специальностями.

Предмет изучения

Патологическая анатомия изучает морфологические проявления патологических процессов на разных уровнях (системном - системы органов и тканей, органном , тканевом , клеточном , субклеточном и молекулярном).

Она широко использует данные, получаемые при экспериментальном моделировании патологических процессов у животных.

Задачи патологической анатомии

Основными задачами патологической анатомии являются следующие:

  1. Выявление этиологии патологических процессов , то есть причин (каузальный генез ) и условий их развития. Причиной считается патоген , без участия которого развитие заболевания невозможно. Условиями называются факторы, способствующие реализации действия основного патогена , но сами патологический процесс не вызывающие (факторы, предрасполагающие к развитию болезни).
  2. Изучение патогенеза - механизма развития патологических процессов. При этом последовательность развивающихся морфологических изменений называется морфогенезом . Для обозначения механизма выздоровления (реконвалесценции) используется термин «саногенез », а механизма умирания (смерти) - танатогенез .
  3. Характеристика морфологической картины болезни (макро- и микроморфологических признаков).
  4. Изучение осложнений и исходов заболеваний.
  5. Исследование патоморфоза заболеваний, то есть стойкого и закономерного изменения картины болезни под влиянием условий жизни (естественный патоморфоз ) или лечения (индуцированный патоморфоз ).
  6. Изучение ятрогений - патологических процессов, развившихся в результате проведения диагностических или лечебных процедур.
  7. Разработка вопросов теории диагноза .
  8. Прижизненная и посмертная диагностика патологических процессов при помощи морфологических методов (задача патологоанатомической практики).

Разделы патологической анатомии

Патологическая анатомия состоит из трёх основных разделов:

1. Общая патологическая анатомия - учение о типовых патологических процессах (нарушениях метаболизма, крово- и лимфообращения, воспалении, иммунопатологических процессах, регенерации , атрофии , гипертрофии, опухолевом росте, некрозе и т. п.).

2. Частная (специальная) патологическая анатомия изучает морфологические проявления отдельных заболеваний (нозологических форм), например, туберкулёза, ревматизма, цирроза печени и т. п. До середины XX века частной патологической анатомией называли патологическую анатомию отдельных органов (костей, печени, почек и т. п.), а специальной - патологическую анатомию заболеваний (патологическая анатомия нозологических форм), в настоящее время они отождествлены.

8. Болезни половых органов

  • Патологическая анатомия мужской половой системы

9. Болезни нервной системы

10. Болезни опорно-двигательного аппарата

  • Болезни костей и суставов
  • Болезни скелетной мускулатуры, сухожилий и фасций

11. Болезни кожи и придатков кожи

12. Инфекционные заболевания

  • Вирусные инфекции
  • Бактериальные инфекции

Туберкулёз

  • Детские инфекции
  • Заболевания вызванные простейшими

16. Патологическая анатомия челюстно-лицевой области

  • Патологическая анатомия глоссита, хейлита и стоматита (Аллергические стоматиты и дерматостоматиты)
  • Сиалоаденопатии - патология слюнных желез

17. Патологическая анатомия профессиональных заболеваний

  • Заболевания, вызванные патогенами физической природы

Вопросы патологоанатомической практики

  1. Организация патологоанатомической службы в Российской Федерации
  2. Техника проведения аутопсии
  3. Составление протокола патологоанатомического вскрытия
  4. Работа с операционным и биопсийным материалом
  5. Оформление заключения по данным исследования операционного и биопсийного материала

Предыстория патологической анатомии

История патологической анатомии тесно связана с историей методов исследования тел умерших людей и трупов животных. Первым европейским врачом, применявшим аутопсию , был представитель александрийской школы Герофил (III век до н. э.), ученик Праксагора Косского. Полагают, что он и его ученик Эразистрат проводили вивисекцию - вскрытие живых людей, преступников, которых царь Птолемей II Филадельф (правил эллинистическим Египтом в -246 гг. до н. э.) передавал для медицинских исследований, что расценивалось как один из способов смертной казни. Труды Герофила и Эразистрата до нас не дошли, но римский учёный Авл Корнелий Цельс описал технику вивисекций , практиковавшихся александрийскими врачами. Вначале вскрывалась брюшная полость, затем пересекалась диафрагма , после чего человек умирал. Далее исследовались органы грудной полости.

До этого вскрытие тела человека не поощрялось по религиозным и этическим мотивам. Так, при бальзамировании трупов умерших в Древнем Египте рассечение тела производилось особой категорией лиц, которых греки называли парасхитами . Парасхиты были презираемой кастой. По описанию Геродота , после того, как парасхит вскрывал брюшную полость, он бросал нож и с криками ужаса бежал от трупа. Считалось, что при рассечении тканей из тела умершего исходит сила, способная причинить зло живому человеку. После вскрытия парасхит должен был совершить обряд очищения, его не пускали ни в один дом, он уходил из поселений в пустыню.

История развития патологической анатомии

I. Макроморфологический этап развития патологической анатомии

Макроморфологический период характеризовался длительным (три столетия) накоплением данных исследования тел умерших. После А. Беневьени в Европе в XVI веке были опубликованы десятки оригинальных работ. Уже к концу века появилась необходимость их обобщения, что было сделано итальянцем Марче́лло Дона́то («De medicina historia mirabilis», г.).

Наиболее известными патологоанатомическими трактатами XVII -XVIII веков являются следующие:

Патологоанатомические исследования проводили также А. Везалий , У. Гарвей , Г. Фаллопий , Б. Евстахий , Ф. Глиссон , Ф. де ля Боэ (Сильвиус) и многие другие.

Становлению патологической анатомии, как и других отраслей современной медицины, способствовала мировоззренческая революция эпохи Возрождения и Реформации.

II. Микроскопический этап развития патологической анатомии

Ксавье Биша. Пионером изучения патологических процессов на тканевом уровне явился французский врач Ксавье́ Биша́ ( -), автор «Traite de membranes» (Париж, г.), умерший от туберкулёза в возрасте тридцати с небольшим лет и поэтому не воплотивший своих идей. Время Биша - Французская революция и наполеоновские войны - коренным образом изменили европейскую медицину в целом и патологическую анатомию в частности. Последователи Биша - Рене Лаэннек ( -), Жан Корвизар ( -) и Гийом Дюпюитрен ( -) - известны в истории медицины не только как реформаторы хирургии и терапии , но и патологической анатомии. Учеником Г. Дюпюитрена является первый профессор патологической анатомии во Франции Жан Крювелье ( -). В г. он возглавил созданную в Париже кафедру патологической анатомии и руководил ею до 1866 года . Им был опубликован первый в мире цветной атлас по патологической анатомии человека.

В Британии патологоанатомические исследования проводили такие известные врачи, как То́мас А́ддисон ( -), То́мас Хо́джкин ( -) и Ри́чард Брайт ( -).

Взгляды Биша и его последователей нашли благодатную почву сначала в Австрии, затем в Германии и России. Развитие патологической анатомии в XIX веке было тесно связано с улучшением микроскопа , прежде всего немецкими оптиками и инженерами.

Карл фон Рокитански. В этот период патологическая анатомия становится самостоятельной академической дисциплиной. В начале XIX века на медицинском факультете Венского университета была создана первая в мире кафедра патологической анатомии, её возглавил профессор И. Вагнер, а в г. патологическая анатомия получает здесь статус обязательного для изучения предмета. Наиболее известным венским патологоанатомом является Карл фон Рокитански ( -), возглавивший кафедру после И. Вагнера. Он стал первым патологоанатомом , не занимавшимся клинической практикой. К. Рокитански - автор трёхтомного руководства «Handbuch der pathologischen Anatomie» ( -), основанного на материале 16 тысяч аутопсий , проведённых по единому плану им и его учениками. К концу жизни учёного число подобных наблюдений достигло 100 тысяч. На кафедре К. Рокитански организовал патологоанатомический институт и создал один из лучших патологоанатомических музеев. Научные интересы К. Рокитански были разнообразны, в частности, известен эмпирический «закон Рокитански »: у больных митральным стенозом не встречается туберкулёз лёгких. Объясняя причины болезней, он придерживался теории гуморальной патологии , и, по существу, был последним крупным представителем этого направления в медицине. Созданное им учение о кразах широко распространилось в Европе, но в 60-е гг. XIX века было вытеснено клеточной теорией Вирхова .

Рудольф Вирхов. Реформатором патологической анатомии XIX века стал основатель берлинской школы Рудольф Вирхов ( -), автор теории клеточной патологии . В г., окончив медицинский институт Фридриха-Вильгельма в Берлине и защитив докторскую диссертацию на тему «De rheumata praesertim corneae», Р. Вирхов поступает на службу в больницу Charite помощником прозектора. В возрасте 24 лет ему поручают чтение речи на торжественном заседании, посвящённом 50-летию института Фридриха-Вильгельма (2 августа г.). В этой речи Вирхов подверг жёсткой критике господствовавшие тогда идеи гуморальной патологии, в частности, учение К. Рокитански о кразах и дискразиях. Впечатление от выступления он передал в письме к отцу: «Мои взгляды были настолько новы, что поставили вверх ногами всё, что было до сих пор известно. Старые врачи вылезли из кожи; то, что жизнь сконструирована механически, казалось им расшатывающим государственные устои и антипатриотичным» . В следующем году Р. Вирхов резко негативно отзывается о руководстве по патологической анатомии К. Рокитански . Смелые заявления молодого Вирхова восстанавливают против него ряд профессоров и администрацию института, поэтому в г. он переходит на работу в Берлинский университет , получив место доцента на медицинском факультете. В этом же году Р. Вирхов основывает научный журнал, выходящий до сих пор под названием «Вирховский архив» . В - гг. он занимает кафедру патологической анатомии в Вюрцбургском университете , где в г. публикует работу «Клеточная патология» , в которой утверждает, что в основе любого патологического процесса лежит нарушение жизнедеятельности клеток. Именно Р. Вирхов первым стал широко применять в патологической анатомии метод микроскопического исследования. В г. он возвращается в Берлин и возглавляет созданную для него кафедру патологической анатомии.

Самостоятельная кафедра патологической анатомии в столице империи появилась в г. в Медико-хирургической (с г. Военно-медицинской) академии. Её возглавил Тимофей Степанович Иллинский (1820-1867). Он читал лекции студентам III курса, демонстрируя макро- и микропрепараты, а для студентов V курса проводил вскрытия . В - гг. кафедрой руководил Михаил Матвеевич Руднев (1837-1878), ученик которого Владимир Платонович Крылов (1841-1906) стал основателем кафедры патологической анатомии Харьковского университета (1872). Известными петербургскими патологоанатомами являются Александр Иванович Моисеев, Георгий Владимирович Шор , Георгий Степанович Кулеша, Михаил Фёдорович Глазунов, Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг, Владимир Георгиевич Гаршин, крупнейший патолог страны Николай Николаевич Аничков .

В Казанском университете кафедра патологической анатомии была основана в г. Её первым профессором стал Александр Васильевич Петров (1837-1885). Однако преподавание патологической анатомии проводилось с г. профессором кафедры описательной анатомии человека Евмением Филипповичем Аристовым (1806-1875), который с 1849 г. ввёл в обучение студентов патологоанатомические вскрытия . Особенностью казанской школы патологической анатомии является её тесная связь с профилактическим направлением в медицине. Так, А. В. Петров и его ученики были одними из инициаторов подготовки в России санитарных врачей. Первым штатным санитарным врачом России стал земский врач Пермской губернии И. И. Моллесон.

Методы исследований

Понятие о морфологических методах

Литература

  • Аничков Н. М. 12 очерков по истории патологии и медицины. - СПб: Синтез бук, 2013. - 238 с.
  • Гулькевич Ю. В. История патологической анатомии // Многотомное руководство по патологической анатомии.- Т. 1.- М., 1963.- С. 17-112.
  • Пальцев М. А., Аничков Н. М. Патологическая анатомия. Учебник для медицинских вузов (В 2-х тт.). - М., Медицина, 2001 (1-е изд.), 2005 (2-е изд.).
  • Пальцев М. А., Аничков Н. М., Рыбакова М. А. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. - М., Медицина, 2002.
  • Пальцев М. А., Коваленко В. Л., Аничков Н. М. Руководство по биопсийно-секционному курсу. - М., Медицина, 2002.
  • Сточик А. М., Пальцев М. А., Затравкин С. Н. Патологическая анатомия и её становление в Московском университете.- М., 2009.- 280 с.

Где учился: В 2004 году поступил на лечебный факультет Астраханской государственной медицинской академии (АГМА), закончил его в 2010. Аспирантуру прошел на кафедре гистологии и эмбриологии там же, в 2012 досрочно защитил диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. В 2014 закончил ординатуру на кафедре патологической анатомии и получил лицензию врача-патологоанатома.

Область исследований: Кардиопатология и внезапная сердечная смерть, онкоморфология (строение опухолей). Параллельно участвует в исследовании нового ряда лекарственных препаратов, помогающих при тромбозах.

Особые приметы: Играет на фортепиано, собирает гербарии, составляет коллажи и хорошо готовит.

К решению о том, что хочу работать в медицине, я пришел довольно рано - это была какая-то внутренняя тяга, но она была немного патологичной. Когда мне было лет 6–7, мой отец разводил кроликов, и в какой-то момент им пришло время превратиться в жаркое. Внутренности - сердца, кишки, желудки, - были выброшены, я собрал их в банки, залил водой, перевязывал сверху полиэтиленом и поставил бабушке в шкаф. Бабушка этого не знала. Через неделю в ее комнате стоял такой запах трупачины, что, разумеется, родители начали искать его причину. Я молчал. Когда эти банки с разлагающимся содержимым и опарышами нашли, то интерпретировали мои действия как хулиганство, а не как тягу к научным экспериментам, и, само собой, отругали. Еще, как и все дети, я играл «в больницу», ставил капельницы подружкам-соседкам, всю школу мечтал быть врачом и не рассматривал никакие другие варианты. В 11 классе нужно было осознанно сделать выбор: врач либо повар (по папиным стопам), и, так как я заканчивал музыкальную школу, то третьим вариантом было музыкальное училище и после - консерватория. В итоге я начал изучать медицину в Астраханской государственной медицинской академии.

Со специализацией определился не сразу, но сейчас понимаю, что занимаюсь именно тем, что мне больше всего интересно. На втором курсе, когда у нас началась анатомия, меня очень сильно заинтересовала центральная нервная система - ее сложное устройство и красивые названия - восходящий и нисходящий пути, экстрапирамидная система, черное вещество и красное ядро, таламус, оливы, пучок Бурдаха. Я решил, что стану неврологом, и это желание сохранялось у меня до конца шестого курса. Сдавая госэкзамены, я был уверен, что буду поступать в НИИ по изучению мозга имени Бехтерева в Санкт-Петербурге, отправил туда документы, меня приняли. Но получилось так, что в первый раз за очень долгое время в аспирантуре на кафедре гистологии в моем университете было выделено бюджетное место, и первым кандидатом на его получение был я, потому что параллельно с учебой в течение трех лет я был председателем студенческого кружка по гистологии. Ректор вызвал меня к себе вместе с заведующей кафедрой, и мне было дано указание поступать на это бюджетное место. Я не сопротивлялся и стал аспирантом. Объясню, что гистолог изучает ткани в нормальном состоянии, а без знания норм невозможно говорить о патологии, потому что любая патология - это отклонение от нормы. На тот момент у меня было ощущение, что наукой я смогу заниматься и в Астрахани, поэтому я не расстроился из-за отложившегося переезда.

Я начал работать над морфологической диссертацией, тема была уже далека от неврологии, - «Воздействие сероводородсодержащего газа Астраханского месторождения в предельно допустимой концентрации на слизистую тонкой кишки». Одно из градообразующих предприятий- это «Газпром добыча Астрахань», в 60 километрах от города разрабатывают месторождение газа и серы, построенное в советские годы без учета региональной розы ветров. Сотрудники предприятия находятся в производственных условиях, и у них своя предельно-допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере, она, понятно, выше, чем у жителей города, но в любом случае подразумевается, что эта концентрация не ведет ни к каким изменениям на морфологическом или функциональном уровне. Моя работа была экспериментальной, я травил крыс газом рабочей зоны. В работе участвовало 70 животных, все они пострадали во имя науки. Выяснилось, что заявленные как безопасные 3 милиграмма на метр кубический все же негативно влияют на эпителий кишечника, что может вести к ряду заболеваний, в том числе и онкологических. Это исследование описано в моей диссертации - я защищался в Саранске, где меня слушали два десятка профессоров, - но оно никак не повлияло на санпины (санитарные нормы и правила) для данного вида производств.

Диссертацию я написал за год, еще полгода оформлял бумаги, проходил апробацию, писал ВАК-статьи.

ВАК-статьи - публикации в научных журналах, которые должны быть у каждого соискателя, для допуска к защите научной работы.

Обычно на диссертацию уходит три года, но мне так хотелось уйти с кафедры гистологии, что я сидел до 12 ночи, делал препараты, писал даже в выходные и мечтал о том, что я быстро закончу исследование, выйду на защиту и досрочно завершу учебу, а не просто брошу аспирантуру, как это делает большинство. Я достаточно серьезно вложился в работу и морально, и финансово. Всего я потратил около 250 тысяч на расходные материалы, на химикаты и на ремонт лаборатории. Мне не хватало всего, когда я делал исследование, - я сам покупал краски, оборудование, антитела. Единственной удачей было то, что мне достался микротом XIX века фирмы «Карл-Цайсс», я его починил и, фактически, на нем и сделал диссертацию.

Микротом - инструмент для приготовления срезов фиксированной и не фиксированной биологической ткани, а также небиологических образцов для оптической микроскопии толщиной 1–50 микрон.

За время работы над диссертацией сам по книгам и руководствам я научился делать иммуногистохимию и постановку реакции, что дает более точную и глубокую диагностику характеристик ткани и клеток, то есть позволяет идентифицировать специфичные антигенные свойства злокачественных опухолей.

Микроскоп у нас на кафедре был один, хотя любая работа гистолога предполагает работу с оптикой, все сотрудники по очереди им пользовались. Я очень благодарен своим родителям, что передо мной не стояла острая необходимость зарабатывать деньги, они очень серьезно помогали. За преподавание на кафедре мне платили 3 тысячи рублей в месяц, стипендия аспиранта составляла около 6 тысяч. Я знаю, что некоторые люди в России семью на такие зарплаты содержат, но нормальным это не считаю.

По моему опыту, наука - это дорого, но безумно интересно. Это как наркотик, ты подсел на кокаин и все время хочешь на него тратить деньги, - так же и с исследованиями. Мне было все равно, есть дома хлеб или нет, потому что мне нужно было купить антитела, фуксина основного или кислого для покраски срезов и посмотреть, что там происходит.

В этом есть маниакальный момент, обычно все - в дом, а я все - в лабораторию. Иногда у меня случались ссоры с мамой, когда я просил 14 000 рублей на термованночку для расправления парафиновых срезов с образцами тканей, а она не понимала, почему это столько стоит и зачем вообще мне это нужно.

Астраханская медакадемия была достойным учебным заведением приблизительно до 80-х годов прошлого века, входила в пятерку лучших в стране, котировалась на уровне Мечникова и Сеченова, а потом наступила разруха, и сейчас все довольно грустно в плане кадров и студентов. Кафедру патологической анатомии организовал в 1917 году Георгий Владимирович Шор, специально переехавший из Петрограда в Астрахань на несколько лет, его методика вскрытий применяется во всем мире. Здесь в 1963 году исследовательская группа под руководством Юрия Семеновича Татаринова открыла белок альфа-фетопротеин, который является маркером первичного рака печени, и его иммунохимический тест сегодня известен во всех развитых странах. В 1972 году он переехал в Москву и заведовал кафедрой биохимии во втором меде (РГМУ им. Пирогова).

Закончив аспирантуру, я решил пройти ординатуру по патологической анатомии, чтобы получить клиническую специальность и приносить пользу практическому здравоохранению, потому что, повторюсь, гистология - это теоретическая область, идеальный фундамент для дальнейшей работы в области морфологии. Гистология, анатомия и патанатомия относятся к группе морфологических дисциплин.

На вскрытие я первый раз попал со своими друзьями, одна наша подруга училась на юридическом факультете и в рамках курса судебно-медицинской экспертизы они должны были присутствовать на аутопсии. Это был мой первый год обучения в вузе, мне стало дурно, и я ушел, думал, что никогда не стану патологоанатомом. Этот случай я часто вспоминал в первые две недели ординатуры в морге, они очень тяжело проходили для меня в плане брезгливости, а потом я привык пахнуть ксилоном и хлороформом. И позже, когда уже получил лицензию врача-патологоанатома, даже не считал нужным просить санитаров пилить ребра, все всегда делал сам. Полы иногда в лаборатории мыл даже. Также за время своей работы я оцифровал микропрепараты всех иммуногистохимических исследований. Создал банк фотографий, который дает более удобный доступ к существующим материалам, позволяет сравнивать случаи и пересматривать результаты, до этого врачи просто писали диагнозы и складировали стекла в архив.

Патологическая анатомия - это одна из тех научных дисциплин, где очень много возможностей для исследований. Каждый случай - это маленькая работа, может быть, даже диссертационная, в диссертации - статистика, объем и много бумаги, а в патанатомии ты работаешь над каждым случаем, делаешь выводы, рассуждаешь, строишь логические цепочки. Терапевты лечат по стандартам, хирурги - это руки и техника, может быть, разная степень сложности, но ты либо умеешь, либо нет, а тут надо именно соображать.

Два месяца назад я переехал в Москву по приглашению Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА и теперь заведую здесь лабораторией патологической анатомии. Занимаюсь патологической морфологией, просматриваю операционный биопсийный материал, даю свои заключения по данным морфологического строения.

Параллельно я работаю над научным исследованием, которое посвящено внезапной сердечной смерти. Я попросил у одного из ведущих патологоанатомов России Льва Владимировича Кактурского дать мне тему из разряда остро стоящих нерешенных проблем в морфологии. Если я открою что-то значимое в танатогенезе данной патологии, то начну об этом писать. Основной вопрос, который стоит передо мной: почему на фоне относительного благополучия жизни человек может скончаться от сердечного приступа в течение часа, даже не имея заболеваний сердца, иногда приступ может остаться рубцом в миокарде, но часто заканчивается летально.

Мой распорядок дня примерно таков: я встаю в 6 или в 6.30, потому что люблю утро проводить неспешно, в 8.15 я на работе, в 8.30 начинается пятиминутка с врачами, хирургами и с завотделениями, потом приходит время моих персональных кругов ада. Так как лаборатория только открылась, есть много административных вопросов, которые мне приходится решать - найм персонала, закупка оборудования, приведение состояния рабочих помещений в соответствие с нормами и требованиями. Бухгалтерия, юристы и рабочие занимают мое время до обеда, после я готовлю документы на следующий день.

В идеальном мире после пятиминутки я буду просматривать биопсийные материалы, которые мне прислали, вырезать материал для исследований и описывать его, отдавать лаборантам для приготовления гистологических препаратов, а потом смотреть уже готовые стекла, которые за предыдущий вечер и ночь сделали лаборанты, писать ответы и заключения для врачей. Так как у патологоанатома должен быть пятичасовой рабочий день, то в перспективе во второй половине дня я буду уезжать в НИИ морфологии человека РАМН , где я работаю старшим научным сотрудником центральной патологоанатомической лаборатории и делать свое исследование по внезапной сердечной смерти. Сейчас у меня получается там бывать только по субботам.

Вечером я приезжаю домой - готовлю, очень плотно ужинаю и играю на фортепьяно, читаю профессиональную литературу, встречаюсь с друзьями и хожу на свидания.

Несмотря на реформы в области здравоохранения и иногда не совсем радостные перспективы, я верю что наукой можно заниматься везде, хоть на кухне, никто этого не запрещает, - в квартире, в подвале, на отдыхе. Единственный важный момент - это необходимое оборудование и условия для реализации некоторых целей и задач. Сейчас у меня такая лаборатория, что я готов в ней жить. Все, как известно, познается в сравнении.

В заключение хочу передать привет таксистам, которые меня последние несколько лет возили от астраханского морга до дома и обратно, и каждый неизменно спрашивал, работаю ли я там. Когда я говорил да, то они тут же переходили к вопросу, режу ли я трупы, и я дважды в день - утром и вечером - читал маленькую лекцию о том, что врач-патологоанатом не только занимается аутопсиями, но и проводит прижизненную диагностику, исследует операционный биологический материал - биопсии, и 70–80% его работы - это смотреть в микроскоп и ставить диагнозы живым людям, диагностировать онкологию, верифицировать или опровергать поставленный диагноз. Я лично очень счастливым чувствую себя в те дни, когда мне не приходится делать ни одного заключения с подтверждением онкологии.

Постнатальный гистоморфогенез желудка в норме и в эксперименте

А. Ф. Санжапова Медицина Отсутствует

Монография посвящена постнатальному морфогенезу желудка в норме и при экспериментальных воздействиях на организм. Особое внимание уделено развитию структур слизистой и мышечной оболочек желудка при питании пищей с измененными физическими свойствами – предварительно размельченной или диспергированной пищей.

Приведено подробное сравнительно-морфологическое описание развития с 21 по 360-е сутки постнатального онтогенеза эпителиальных и мышечных структур стенки желудка у животных, питающихся диспергированной и недиспергированной пищей. Морфометрические данные представлены в таблицах и проиллюстрированы микрофотографиями и диаграммами.

Для преподавателей и студентов вузов биологического и медицинского профилей, ученых-морфологов, физиологов, гастроэнтерологов, а также специалистов в области диетологии и зооинженерии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

В книгу включены работы как по общетеоретическим вопросам языкознания, так и по конкретным разделам этой дисциплины (фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика).

Стилистика. Современный английский язык

И. В. Арнольд Учебная литература Отсутствует

Основная задача книги – научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге. Функциональная стилистика, лексикологическая стилистика , теория образов, стилистический анализ на уровне фонетики и морфологии – таков далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых в книге.

Анализ выразительных и изобразительных средств осуществляется на лингвистической базе, что позволяет студентам совершенствовать знание языка. Теоретический материал пособия иллюстрирован примерами из произведений оригинальной литературы. Особое место в пособии отведено общим проблемам стилистики в ее связи с другими дисциплинами.

Для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык».

Медицинская микробиология, иммунология и вирусология

Сергей Бабичев Медицина Учебник для медицинских вузов

Учебник состоит из семи частей. Часть первая – «Общая микробиология» – содержит сведения о морфологии и физиологии бактерий. Часть вторая посвящена генетике бактерий. В части третьей – «Микрофлора биосферы» – рассматривается микрофлора окружающей среды, ее роль в круговороте веществ в природе, а также микрофлора человека и ее значение.

Часть четвертая – «Учение об инфекции» – посвящена патогенным свойствам микроорганизмов, их роли в инфекционном процессе, а также содержит сведения об антибиотиках и механизмах их действия. Часть пятая – «Учение об иммунитете» – содержит современные представления об иммунитете.

В шестой части – «Вирусы и вызываемые ими заболевания» – представлены сведения об основных биологических свойствах вирусов и о тех заболеваниях, которые они вызывают. Часть седьмая – «Частная медицинская микробиология» – содержит сведения о морфологии, физиологии, патогенных свойствах возбудителей многих инфекционных заболеваний, а также о современных методах их диагностики, специфической профилактики и терапии.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей высших медицинских учебных заведений, университетов, микробиологов всех специальностей и практических врачей. 5-е издание, исправленное и дополненное.

Лингвистика и преподавание русского языка в школе

М. В. Панов Языкознание Studia philologica

М. В. Панов (1920—2001), крупнейший ученый современности, излагает студентам теорию Московской лингвистической (фортунатовской) школы на всех ее уровнях: лексика, фонетика, морфология, синтаксис – и показывает, как эту теорию можно интересно и доступно преподавать школьникам.

Автор восстанавливает сотрудничество лингвистической науки и школы, плодотворно развивавшееся в первой трети ХХ в. трудами его учителей и предшественников: Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона, А. М. Пешковского, Р. И. Аванесова, В. Н. Сидорова, А.

Б. Шапиро и др. , показывает пути преодоления традиционного разлада школьной и научной грамматики. Заканчивает курс лекция, посвященная анализу стихотворных текстов. Книга может представлять интерес для студентов, школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений, для ученых-лингвистов.

Проблемы грамматики и типологии. Сборник статей памяти В. П. Недялкова (1928–2009)

Коллектив авторов Языкознание Отсутствует

Сборник посвящен памяти профессора Владимира Петровича Недялкова (1928-2009) – выдающегося ученого, одного из ведущих специалистов в области грамматической типологии, инициатора и ответственного редактора фундаментальных коллективных трудов по типологии результатива (1983, 1988) и реципрока (2007), автора многочисленных статей, посвященных вопросам грамматики и типологии германских, палеоазиатских и алтайских языков.

Первая часть книги содержит статьи российских и зарубежных лингвистов, тематика которых определяется основными научными интересами В. П. Недялкова (синтаксис, морфология, семантика, типология грамматических категорий). Вторая часть сборника включает семантический указатель к коллективной монографии «Типология результативных конструкций», главным редактором которой был В.

П. Недялков.

Труды по истории русского языка. Т. 2: Статьи и рецензии

А. И. Соболевский Языкознание Классики отечественной филологии

Второй том «Трудов по истории русского языка» академика Алексея Ивановича Соболевского, выходящий к 150-летию великого русского филолога, включает статьи и рецензии 1881-1927 гг. , которые отражают широчайший круг его интересов – от праславянской морфологии до восточнославянской диалектной фонетики и грамматики, от адаптации заимствований до древней и современной орфографии, от топонимики и этимологии до исторической лексикологии и лексикографии.

Эти работы, представляющие собой важнейшую часть творческого наследия Соболевского, к настоящему времени уже стали библиографической редкостью. Между тем обращение к малоизвестным или забытым публикациям ученого способно пролить свет на многое из того, что остается неизвестным современной науке либо заново повторяется ею без ссылок на предшественников.

Издание рассчитано на филологов-славистов и всех интересующихся историей русского языка и русской культуры.

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

В двухтомнике М. В. Панова «Труды по общему языкознанию и русскому языку» собраны работы, отражающие многогранность научной деятельности ученого. Это статьи, а также отрывки из коллективных монографий, руководителем и вдохновителем которых был Михаил Викторович.

Многое из публикуемого давно стало библиографической редкостью, например, содержащий глубокие новаторские идеи теоретический проспект монографии «Русский язык и советское общество», опубликованный в 1962 г. в Алма-Ате тиражом 550 экземпляров. Название разделов в двухтомнике отражает сферу научных интересов М.

В. Панова, однако распределение его работ по предлагаемым разделам носит по необходимости условный характер. Так, статья «О частях речи в русском языке» помещена в раздел «Общие вопросы теории» (1-й том), а «О грамматической форме» – в раздел «Морфология и словообразование» (2-й том), хотя обе эти статьи разрабатывают теорию грамматики.

Мысль М. В. Панова не укладывается в жесткие рамки любой рубрикации. У него нет чисто описательных работ. Все его работы носят теоретический характер.

Старославянский язык в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для вузов

Афанасий Матвеевич Селищев Учебная литература Авторский учебник

Учебник «Славянский язык» является посмертным изданием многолетнего труда профессора А. М. Селищева одного из крупнейших советских ученых в области славянского языкознания. Труд А. М. Селищева обладает полнотой, обстоятельностью изложения, богатством фактического материала и широтой его сравнительно-исторического освещения, что выделяет его из всех подобных изданий как русских, так и зарубежных авторов.

Первая часть двухтомника содержит филологического введение (справка об истории старославянского языка и описание памятников старославянской письменности) и раздел о фонетике, вторая тексты из старославянских памятников (с отрывками из других рукописей), словарь и очерки морфологии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

Наедине с убийцей. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников

Владимир Бехтерев Классики психологии Человек преступный. Классика криминальной психологии

Владимир Михайлович Бехтерев – выдающийся русский психиатр, невропатолог, психолог, физиолог и морфолог, один из основателей русской экспериментальной психологии. Вклад В. М. Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной своей работы – «Проводящие пути спинного и головного мозга» – ученый создал немало других выдающихся трудов, в том числе он стал одним из первых изучать вопросы преступности с точки зрения психиатрии.

Его необычные и зачастую противоречивые суждения и по сей день не потеряли былой актуальности. В настоящее издание вошли лучшие статьи психиатра, посвященные психике преступника.

Духовная социализация личности как социокультурная основа национальной безопасности России. Монограф

Алла Матвеева Социология Отсутствует

В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации как социокультурной основы национальной безопасности России. Исследуются проблемы аксиологического поля духовной социализации, структура и содержание различных фаз процесса личностной социализации.

Описывается морфология оценки духовной социализации личности как основного аспекта социокультурной безопасности России. Концептуальной основой, представленной в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование.

Соколов внес существенный вклад в изучение систематики и филогенеза животных, эволюционной и функциональной морфологии и экологии млекопитающих. Фактически им созданы новые научные школы по изучению кожных покровов млекопитающих, хемокоммуникации животных.

В. Е. Соколов разработал научные основы и определил направления работ по сохранению биоразнообразия в нашей стране. Перу В. Е. Соколова принадлежат около 1000 научных работ, включая 30 монографий. Велика роль академика В. Е. Соколова и как организатора науки.

Более 30 лет он руководил крупнейшим научно-исследовательским учреждением страны – Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН; 13 лет возглавлял Отделение общей биологии РАН; 16 лет был заведующим кафедрой зоологии позвоночных и общей экологии Биологического факультета МГУ.

В. Е. Соколов организовал целый ряд крупных комплексных биологических экспедиций в нашей стране, а также в Монголии, Вьетнаме, Перу, Боливии и Эфиопии. Собранные в книге материалы, состоящие из выступлений академика В. Е. Соколова в печати и воспоминаний его родных, друзей и соратников, раскрывают образ неутомимого труженика науки, естествоиспытателя и путешественника, умелого организатора и хорошего доброго человека.

Для читателей, интересующихся историей биологии, биологов, зоологов, экологов и специалистов в области охраны природы.

Человек изначальный. Из пены морской

Виктор Тен Публицистика Отсутствует

Эта книга-вызов «обезьяньим» эволюционистам, которые превзошли поборников творения в нежелании видеть упрямые факты: чем старше ископаемые гоминиды, тем ближе они к современному человеку. Строение нашего тела и мозга заставляет искать его происхождение не в саванне и джунглях, а на границе суши и воды.

Десятилетие назад эта гипотеза произвела переполох в академической науке, особенно после поддержки Виктора Тена ученым с мировым именем Натальи Бехтеревой. Ныне все больше специалистов готовы признать его правоту. Вместе с автором вы проследите поразительные метаморфозы первых приматов, застигнутых разливом и последующим обмелением океана.

Порадуетесь «золотому веку» дельфинид – баловней прибрежных лагун, где они провели миллионы лет, чтобы выйти на сушу в почти сложившемся облике современного человека. И найдете множество доказательств того, что навязанные нам «предки» человека – всего лишь представители деградировавших ветвей.

Удивительные черты морфологии человека о которых никто, никогда и неизвестно почему не задумывался, – в книге, переворачивающей представления об эволюции homo sapiens.

Сегодня в Петрозаводском государственном университете открылся XIII Конгресс Международной ассоциации морфологов.

В нем принимают участие ведущие морфологи и молодые специалисты, аспиранты и студенты из медицинских вузов и ведущих научных учреждений Российской Федерации и зарубежья, в том числе известные ученые из Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана.

С приветственным словом к участникам конгресса обратилась заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия В.В.Улич: «Проведение конгресса для нас почетно и ответственно. Без базовых знаний невозможно идти в вперед, поэтому ваши сообщения, заявленные к обсуждению, имеют важное значение для практического здравоохранения и определения стратегии развития отрасли. Надеюсь, у вас будет возможность оценить профессионализм карельских ученых ».

Проректор по научно-исследовательской работе В.С.Сюнев отметил, что Петрозаводский государственный университет на протяжении многих лет активно занимается наукой в области морфологии. «У истоков медицинского образования в ПетрГУ стояла морфолог Н.Б.Лихачева. Традиции научной школы в этой области продолжают и развивают молодые ученые университета », - сказал проректор.

Участники конгресса получили возможность доложить о результатах своих исследований в области общих закономерностей морфогенеза и регенерации, современных аспектах возрастной и экологической морфологии, а также принять участие в научных дискуссиях, обменяться мнениями.

О значении данного мероприятия высказали мнение некоторые из его участников:

Президент Международной ассоциации морфологов профессор Д.В.Баженов: «В медицинском институте ПетрГУ активно развивается такое направление, как экологическая морфология. Все больше кафедр и ученых включаются в эту работу. У медицинского института есть перспектива выйти в лидеры по этому направлению, потому что этим занимаются немногое, но это очень востребовано. Желаю, чтобы работа в этом направлении продолжалась, успехов на этом пути!»;

Директор медицинского института А.Т.Балашов: «Конгресс - важное событие не только для ПетрГУ, медицинского института, но и для всей медицинской общественности республики. Здесь прозвучат лекции ведущих ученых и будут представлены новые образовательные технологии, используемые в настоящее время в преподавании базовых дисциплин, а также пройдут круглые столы и состоится общение с коллегами из других регионов, что послужит поводом для сотрудничества с учеными других регионов нашей страны и других стран. Конгресс - это еще и признание заслуг ученых ПетрГУ, которые в последние годы активизировались в публикационной части. Кроме того, завкафедрой анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии, судебной медицины И.Г.Пашкова в прошлом году защитила докторскую диссертацию, в настоящее время готовятся к защите еще две докторские диссертации»;

Ректор ярославского государственного медицинского университета, завкафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии А.В.Павлов: «Конгрессы Международной ассоциации морфологов - отличный формат для обмена мнениями специалистов в области морфологии, они позволяют увидеть точки роста. Главным образом, участники мероприятия - это вузовские работники, поэтому трендом становится обсуждение вопросов преподавания, что сегодня динамично развивается»;

А.К.Усович, завкафедрой анатомии человека Витебского государственного медицинского университета (Беларусь): «Конгресс - возможность пообщаться с коллегами, узнать, что нового сделали коллеги за прошедшие годы, завязать новые контакты. О ПетрГУ слышал только положительные отзывы, в чем и сам теперь убедился. В рамках договора, заключенного между Петрозаводским государственным университетом и Витебским государственным медицинским университетом, мы надеемся активизировать работу по академической мобильности студентов, проведению совместных мероприятий».

Участников Конгресса поприветствовал Академический хор ПетрГУ.

Материалы, присланные на конгресс, будут опубликованы в журнале «Морфология ». Организатор научного мероприятия - Международная ассоциация морфологов (МАМ), медицинский институт Петрозаводского государственного университета.

«Цифровая трансформация превратит налоговые администрации в провайдеров цифровых платформ для ведения всей экономической деятельности внутри своих стран.
УФНС
19.12.2019 фото: Сергей Карпухин/ТАСС Генпрокуратура заявила о нарушениях в системе здравоохранения Карелии Первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман рассказал о нарушениях,
StolicaOnego.Ru
18.12.2019 фото: © Артем Геодакян/ТАСС Минпромторг России предлагает ограничить доступ несовершеннолетних к продукции, содержащей никотин.
StolicaOnego.Ru
18.12.2019

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛОГИЯ

(греч., от morphe - вид, и lego - говорю). 1) учение о форме органических тел и их частей. 2) часть грамматики, рассматривающая слово со стороны его формального состава.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

МОРФОЛОГИЯ

1) учение о формах языка, образование слов, изменение корней, законы соединения корня с приставками, суффиксами и окончаниями; 2) учение о внешних формах растений и расположение их для удобства изучения по группам и отделам; 3) учение о формах организмов и отдельных органов; часть эмбриологии (развитие зародыша) и сравнительной анатомии.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

МОРФОЛОГИЯ

1) биол. комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; 2) лингв. раздел грамматики (ГРАММАТИКА), занимающийся средствами выражения значений в пределах одного слова (морфемами (МОРФЕМА).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

МОРФОЛОГИЯ

греч., от morphe , вид, и lego , говорю. Учение о форме органов.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

МОРФОЛОГИЯ

термин, употребл. в анатомии и лингвистике, обозначает науку о формах организмов и языка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Морфоло́гия

(гр. morphe форма + ...логия)

1) комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; к морфологии животных (и человека) обычно относят анатомию (в т. ч. сравнительную), эмбриологию, гистологию, цитологию и палеозоологию; к морфологии растений - их анатомию, эмбриологию, цитологию и палеоботанику;

2) лингв. раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Морфология

морфологии, мн. нет, ж. [от греч. morphe – форма и logos – учение ]. 1. Учение о строении организмов (растений, животных). || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов (лингв.). Морфология русского языка. || Совокупность форм слов какого-н. языка (лингв.). Болгарский язык сильно отличается своей морфологией от других славянских языков.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Морфология

и, мн. нет, ж. (нем. Morphologie греч. morphē форма + logos наука, учение).
1. Строение и форма животных и растительных организмов как объект научного изучения. М . животных . М . человека . М . растений .
2. Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.
Морфолог - ученый, специалист по морфологии 1, 2.
|| Ср. синтаксис .
3. Система частей речи, их категорий и форм слов. Описание морфологии русского языка .
Морфологический - относящийся к морфологии 1-3.
|| Ср. синтаксис .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОРФОЛОГИЯ" в других словарях:

    - (греческ. «учение о формах») введенный лингвистами XIX в. термин для обозначения того раздела языковедения (см.), к рый в грамматике более ранних эпох носил название этимологии. Выделенный по соображениям прикладного характера (методическое… … Литературная энциклопедия

    - (от греческого morphe форма и...логия) в биологии, наука о форме и строении организмов. Морфология животных и человека включает анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию; морфология растений исследует закономерности их строения и… … Современная энциклопедия

    МОРФОЛОГИЯ, морфологии, мн. нет, жен. (от греч. morphe форма и logos Учение). 1. Учение о строении организмов (растений, животных). Морфология растений. Морфология животных. || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов… … Толковый словарь Ушакова

    Растений отрасль ботаники наука о формах растений. Вовсей своей обширности, эта часть науки заключает в себе не толькоисследование внешних форм растительных организмов, но также анатомиюрастений (морфология клеточки) и систематику их (см.),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греч. morphe форма и...логия) в биологии наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию, и морфологию растений, которая изучает строение и… …

    - (от греч. morphe форма и logos – учение) учение о форме, наука о динамически целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании… … Философская энциклопедия

    Строение, форма Словарь русских синонимов. морфология сущ., кол во синонимов: 6 биология (73) … Словарь синонимов

    МОРФОЛОГИЯ - (от греч. morphe форма и logos наука), учение о форме и строении организмов как в их нормальном, так и пат. состоянии. Термин введен в биологию В. Гёте. Закономерности М. в основном вскрываются на основе изучения онто и филогенетического развития … Большая медицинская энциклопедия

    В языкознании: 1) часть грамматического строя языка грамматические классы слов, а также принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов; основные единицы морфологии слово с его грамматическими изменениями и грамматическими… … Современная энциклопедия

    В языкознании 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования.2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы … Большой Энциклопедический словарь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.