Несказанное синее нежное метафоры. Сергей Есенин

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

«Несказанное, синее, нежное…» - не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Для каждого русского человека имя Сергея Александровича Есенина неразрывно связано с понятием Родины. Поэт в своих стихотворениях воспевал тихую, неброскую, но такую милую сердцу природу средней полосы России. Для тех, кто хотя бы раз читал произведения Есенина, уже немыслимы воспоминания о России без образов белоствольных берез, бездонного синего неба, голубых рек и озер, золотых овсяных полей. Всем с детства знакомы такие стихотворения Есенина, как «Черемуха», «Поет зима - аукает…», « С добрым утром!» и другие. Великий русский актер Качалов, уезжая за границу на гастроли, всегда брал с собой томик стихов Есенина, чтобы вдалеке от родины сердцем быть рядом с ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - писал поэт.

Творчество Есенина уместилось всего в десять лет - от первого сборника его стихов «Радуница» до подготовленного перед смертью трехтомного собрания сочинений. За это время поэт пережил многое, ведь он оказался на переломе истории своей страны. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война заставили поэта искать правду о своем народе.

Стихотворение Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (1925) посвящено традиционной для поэта теме родины, к которой добавляются мотивы уходящей молодости. Подходя к своему тридцатилетию, Есенин решает остановиться и посмотреть на пройденный путь, подвести итоги своей творческой деятельности, определить свое место в общественной жизни страны.

В композиции стихотворения выделяются два плана: жизнь страны и состояние души лирического героя. Они тесно связаны между собой, сливаясь в единую, целостную картину произведения.

Первые строки стихотворения пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине: «Несказанное, синее, нежное…» Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами.

Синий цвет - основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений:

Тих мой край после бурь, после гроз…

Параллелизм - отличительная черта лирики Есенина. Мир природы и мир человека в его стихотворениях едины. Бури и грозы, пронесшиеся над страной, олицетворяют собой войны и революции, нищету и разорение. В образе «тройки коней оголтелой» воплотились все эти страшные события. Топот копыт, пыль дорог, «дьявольский свист» - вечные спутники несчастий и тревог:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.

Но эти годы прошли, и в стране на смену грому войны и молниям революций пришли тишина и умиротворение. Успокоилась и душа поэта, улеглись его переживания о судьбе родины:

И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

В стихотворении появились образы из раннего периода творчества Есенина. Запах меда и роз символизирует собой красоту, гармонию, безмятежность и спокойствие мирной жизни.

Радостное настроение во второй части стихотворения сменяется тихой грустью, разочарованием, потому что поэт стремится разобраться в случившемся, обрести истину:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Есенин понимает, что страна прошла великий путь, но он сожалеет о том, что мог бы больше сделать для своей родины, чем удалось ему сделать на самом деле. В жизни поэта были ошибки и обиды, но он никого не винит, только себя:

Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Легкомысленной и безрассудной, по мысли поэта, была его молодость. Он принимает все как есть, его душа светла и чиста, в ней нет места злобе и ненависти. Поэт не держит зла на тех, кто в прошлом причинял ему много страданий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Отношение Есенина к Советской власти было сложным и противоречивым. Поэт мечтал о России как о стране сказочно счастливой, крестьянской, патриархальной. Ему виделись мужицкий рай, земля всеобщего благоденствия. Но революция не сделала родину Есенина счастливой. Она принесла голод, разруху, страдания. Надежды на народное счастье развеялись как дым.

Каждому человеку свойственно делать ошибки, промахи, особенно в молодости. Поэтому в последнем четверостишье Есенин пишет:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

«Дуб молодой» сравнивается с молодым человеком, неопытным, не знающим жизни, подвергающимся испытаниям и ударам судьбы. Так же, как и дуб, который гнется под сильным ветром, так и человек многое делает неправильно. Но в финале стихотворения Есенин с благодарностью вспоминает свою молодость. Самая прекрасная пора в жизни человека, пора надежд и мечтаний, любви и счастья оставила самые сильные впечатления в душе поэта. Бесшабашность, молодецкая удаль, «буйство глаз и половодье чувств» воплотились в красочном образе «золотой сорвиголовы».

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что судьба страны и судьба человека неразрывно связаны. В годы тяжелых испытаний каждый человек должен быть вместе со своим народом. Необходимо приложить все силы, чтобы страна преодолела невзгоды и с честью прошла уготованный путь.

Лирика Есенина народна, подкупает своей искренностью, красотой и естественностью художественных образов, а главное - всепоглощающим чувством любви к родине.

Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие, за плечами кабацкий угар и юность, которую он разменял на нечто мелочное. На втором этапе творчества для Есенина было свойственно создавать произведения, в которых он представал по большей части забиякой и завсегдатаем кабаков. На самом деле подобное положение дел соответствовало во многом действительности.

Данное стихотворение относится к поздним, когда Есенин страдал от алкоголизма по многу лечился в клиниках в том числе и на почве некоторого душевного расстройства. Тем не менее, если посмотреть на эти строки, то становится очевидным наличие некоторого покоя, который обрел автор. Кстати, такие детали тоже отмечают биографы, Сергей Александрович хотел перейти к более размеренному существованию.

Лирический герой описывает собственную душу как пространство насыщенной запахами меда и роз, как тихую лесную обитель. Там теперь слышны звуки колокольчика или эха, обладатель этой души более не прислушивается к грохоту и громким звукам, он вбирает в себя «несказанное, синее, нежное». Образ затихшего после бури края довольно точно передает ощущение душевного равновесия и покоя, а помимо этого он указывает на глубокую саморефлексию человека, который отчетливо понимает смену собственных жизненных этапов и мирно наблюдает за этой сменой эпох.

На самом деле стихотворение довольно явно выделяется из общего ряда наиболее известной лирики того периода, когда автор был похож на мучающегося от похмелья человека. Тут тоже есть подобные образы, на которые указывает кабацкий чад юности, буйная молодость. Тем не менее, автор констатирует простой факт: «что прошло, не кляну», то есть отсутствует какое-либо тоскование по прошедшем временам.

Разве только автор понимает «мало я в юности требовал», то есть считает более актуальным для себя больше стараться ради творчества в юном возрасте. Возможно, он понимает какое количество действительно ценных стихов мог бы написать, если бы не растрачивал собственную молодость так легко. В основном в этом стихотворении превалирует мотив резюмирования, подведение итогов прежнего времени: «разберемся во всем, что видели» - срока о потребности осмыслить предыдущее, для того чтобы двигаться дальше.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество замечательных и очень интересных произведений. Во всех своих произведениях он отражает привлекательность, искренность, а также лаконичность. А в произведении «Несказанное, синее, нежное» у него появляется тревога не только за прожитые годы, но и за Россия, и какие перемены ей придется пережить. А также будут ли лучше жить люди после этих перемен.

В последние годы жизни ему хочется вернуться туда, где он родился, и отыскать свой новый идеал. Оказывается, на родине он не был около восьми лет.

В нем рассказывается вся жизнь поэта. У него была бурная и интересная жизнь. И обо всем, что с ним произошло, Есенин никогда не жалел. Здесь он ведет беседу самим с собой. Если раньше он был активен и никогда не сидел на месте, то спустя некоторое время он успокоился, и жизнь у него стала спокойной и тихой. За все время он совершил огромное количество разных поступков, о которых он не жалеет. Больше всего на свете ему хотелось, чтобы люди стали хотя бы немного добрее, смелее, любили и уважали друг друга, а также помогали в трудной ситуации.

Кроме этого здесь он просит душу немного остановиться и пожить хотя бы еще немного. Может быть он в последний раз видит красивую природу и слушает ее звуки. Порой природа бывает очень тихой и можно услышать, как падают с деревьев листья. Также Есенин видел, что со временем происходит с миром и как он менялся. У него были враги, которые очень много раз подставляли и обижали его, и он в долгу у них не оставался и отвечал той же монетой. Вот только теперь он ни на кого не обижается. Он просит прощения.

Ему удалось много где побывать, кроме этого бывали моменты, когда он много чего потерял и не дорожил, а когда это понял, то было уже поздно и ничего вернуть назад было нельзя. Частенько получалось так, что он появлялся в кабаках или барах, и оставлял там практически все деньги. Иногда ему приходилось выяснять отношения с другими выпившими людьми и это заканчивалось дракой. Кроме этого часто бывало и такое, что он высмеивал невинных людей, и у них оставалось после этого не совсем хорошее впечатление. Именно поэтому многие считали его дебоширом и хулиганом.

В последнем куплете он подводит небольшой итог своей жизни. И за все чему научила его жизнь он говорит спасибо. Все препятствия были поучительными и нужными, ведь благодаря этому он по-другому научился смотреть на жизнь и на некоторые вещи. Наступила осень и она навевает не очень хорошие нотки. Ведь жизнь наполовину прожита и все что произошло нельзя вернуть назад.

Анализ стихотворения Несказанное синее нежное по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

    Произведение относится к философской лирике поэта и в качестве центральной тематики стихотворения имеет авторские размышления о скоротечности жизненного пути человека.

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

    Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

  • Анализ стихотворения Тишина Некрасова

    Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо к женщине

    Это стихотворение – поэтичное покаяние, обращение к любимой. Оно начинается, как будто с вопроса, помнит ли она… Но сам автор прерывает себя, ведь, конечно, Любимая помнит всё. И к сожалению, многое лучше было бы ей забыть

“Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня. Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота”.
(Андрей Белый)

После нескольких произведений, относящихся к прозе, мы снова обратимся к поэзии. Литературным заданием на эти выходные дни и следующую неделю будет стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное...” , текст которого приведён ниже.

В связи с нашими литературными чтениями хочу обратиться к подписчикам с просьбой. Наверняка у многих из вас или есть свои дети, которые учатся в школе, или есть дети хороших знакомых. Найдите способ привлечь их к нашей литературной работе. Пусть их знакомство с литературой будет более осмысленным и творческим, чем это предусмотрено “реформой образования”.

У нас нет никаких “правильных” и “неправильных” взглядов. Мы вместе читаем достаточно короткие произведения, неважно, будь то проза или поэзия, и вместе думаем над прочитанным. Делимся впечатлениями и отзывами. Сначала читатели пишут свои отзывы в комментариях, а потом автор блога пишет свои размышления, а читатели могут сопоставить свои мысли с написанным, и о чём-то подумать ещё раз.

Многие произведения, которые мы разбираем, относятся к “детской литературе”, которую проходят в той же школе. Также мы можем взять какие-то произведения из сегодняшней школьной программы, если они подходят под наши цели.

Напомню, что в своё время репетитор по русскому языку и литературе учила меня писать сочинения как раз тем способом, что заставляла делать это каждую неделю – пусть немного, хоть по страничке, но постоянно. Я об этом писал в одной из статей блога “Разбирая почту (часть 1): Как научиться думать и излагать свои мысли” (статья была опубликована осенью 2016 года, её можно найти в архивах блога здесь на КОНТе).

Здесь есть отличная возможность для школьников (да и студентов филологических институтов) значительно повысить как свой уровень владения русским языком, так и умение думать и излагать свои мысли. Будет жаль, если эта возможность пройдёт мимо тех, кто в ней нуждается.

Итак, читаем стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное…” и делимся в комментариях своими размышлениями. Через неделю вернёмся к этому стихотворению и прочитаем его вместе ещё раз.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли, дальнее эхо ли,-
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа! Мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

© Сергей Есенин, 1925 г.

Лирический герой поэта – человек грандиозной ломки эпохи: мир его мыслей, чувств, страстей сложный и противоречивый, а судьба драматична. В его душе, наполненной чистотой природы, живет простой деревенский ребенок. Но чистота сохранилась в ней даже после жизненных неурядиц – она стала еще чище, еще прозрачнее.

В стихотворении нас удивляет и захватывает в плен неповторимая гармония чувств и слов, мыслей и образов, единство внешнего рисунка с какой-то внутренней эмоциональностью, душевной гармонией.

Облик России с ее очаровательными

Пейзажами по истине завораживает. Природа у Есенина многолика, многокрасочна. Она будто переливается всеми цветами радуги. Эта цветовая гамма передает тончайшее настроение, придает свежесть образам, романтическую одухотворенность. Любимые цвета автора – синий и голубой. Безусловно, эти цветовые тона лишь усиливают ощущение безграничности просторов Родины. Эпитеты, сравнения, метафоры присутствуют в стихотворении, чтобы более точно передать чувства поэта.

Душа поэта в действительности была как «поле безбрежное». И его стихотворение – не просто слова, а поэзия бесстрашной искренности. Пронзительную проникновенность данному стихотворению придает и то, что Есенину приходилось отказываться от привычного образа деревенской жизни.

Эту любовь он отрывал от сердца с болью. Впрочем, молодость не вернешь. Конечно, жаль потерянного времени, но ведь творческие силы все еще на взлете. Мне кажется, что драма Есенина заключалась в противоречии между прозой жизни и поэзией души.

Есенин поначалу радостно принимает революцию, поскольку считает ее началом обновления России. Но эти перемены не оправдывают его ожиданий, отношение поэта к новому резко меняется. Ведь в расколе страны он не видит воплощения своих ожиданий. Он все больше тоскует об ушедшей юности и своих нереализованных возможностях.

Без России поэт не представляет своей жизни и вскоре его жизнь трагически обрывается. Однако жизнь поэта – открытого, честного, мудрого, который олицетворял в стихотворениях все самое прекрасное – продолжается и будет продолжаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.