Что такое агрессия, её виды и способы борьбы. Что такое вербальная агрессия? Обзывания и командный тон

Агрессия − это в психологии характеристика индивида, отражающая его склонность к вражде. Этим термином также обозначают поведение в стадии аффекта. Существуют такие виды речевой агрессии: манипулятивная, эксплетивная, имплицитная. Есть и другие классификации.

Виды агрессии

Виды агрессии в психологии в основном злокачественные, т. е. не направленные на поддержание жизнеспособности. Человек проявляет доброкачественную агрессию во блага себе. Такая форма выплеска эмоций является естественной реакцией на раздражитель. Различают такие формы агрессии:

  1. Физическая. Человек пытается нанести увечья. Физическая агрессия самая опасная.
  2. Вербальная. Индивид воздействует психологически, он ругается, оскорбляет, унижает. Вербальная агрессия является самой распространенной.
  3. Пассивная. Человек отказывается вести диалог или выражает несогласие, действует наперекор. Пассивная агрессия наблюдается в семьях, коллективах.
  4. Активная. Инициатор конфликта нападает на своего оппонента.
  5. Прямая. Прямая агрессия характеризуется появлением мыслей о нанесении физического или психологического вреда.
  6. Косвенная. Человек пытается навредить не самой жертве, а ее имуществу или же родственнику. Косвенная агрессия не оправдана.

В психологии выделяют такие виды агрессии.

  1. Наступательная. Зачинщик конфликта пытается воздействовать физически и психологически. Он открыто выражает негативное отношение к жертве.
  2. Защитная. Человек наносит ответный удар, пытаясь унизить и оскорбить противника.
  3. Ответная. Ее цель - месть.
  4. Спровоцированная. В этой ситуации наблюдается нападение, которое является ответной реакцией.
  5. Неконтролируемая. Человек выплескивает негативную энергию на другого только потому что желает от нее избавиться. Неконтролируемая агрессия часто исходит от людей, которые вовремя не отвечают на оскорбления.
  6. Побудительная. Цель такого поведения - вызвать ответную реакцию.

Агрессия синоним “враждебность” проявляется не только у взрослых, но и у детей. На это есть несколько причин.

Агрессия у ребенка возникает тогда, когда появляется какой-либо раздражитель. Иногда агрессивное поведение полезно, потому как позволяет защититься от негативного влияния внешних факторов. Доброкачественная позволяет отстоять права, адаптироваться к созданным условиям и познать что-то новое. Но некоторые дети сознательно идут на враждебность. В этом случае они наносят моральный вред и вырабатывают у себя не самые лучшие черты характера.

Если родители игнорируют плохое поведение отпрыска, он становится задирой и . Детская агрессия может проявиться в четырехлетнем возрасте, когда малыш копирует повадки родителей. Поэтому мама и папа должны вести себя сдержанно, им следует избегать ругани при решении бытовых вопросов. Ребенок становится злым, когда понимает, что родители к нему безразличны.

Причины агрессии у детей бывают разные. Ребенок сильно нервничает, когда мама и папа возлагают слишком много надежд, а он не в состоянии их оправдать. Малыш враждует, когда родители держат его в полном подчинении. Надо поддерживать кроху в новых начинаниях и проявлять теплоту. Приступы агрессии у маленького ребенка:

  • плач;
  • активная жестикуляция;
  • отказ от еды и любимых игр.

Основные признаки агрессии:

  • импульсивное поведение;
  • неспособность сконцентрироваться;
  • ранимость.

Причины подростковой агрессии часто связаны с половым созреванием. В этот период у ребенка может появиться апатия. Склонность к враждебному поведению возникает на фоне:

  • примитивных ценностей;
  • ограниченного мышления;
  • отсутствия цели.

Тот, кто проявляет злобу по отношению к окружающим, часто является внушаемым, в некоторых случаях человек пытается подражать. Некоторые дети враждуют со сверстниками, так как завидуют или же пытаются доминировать. Часто имеет место скрытая агрессия, которая сопровождается тревогой.

В некоторых случаях человек паникует, поскольку не знает, как решить сложную ситуацию. Ошибочно думать, что агрессивные дети вырастают лишь в неблагополучных семьях. Ребенок может быть талантливым, но озлобленным. Задача родителей - проявить заботу, а также скорректировать его поведение.

Как реагировать на агрессию и оскорбления

Нужно действовать в зависимости от ситуации. Если вы оскорбили человека своими словами или действиями, будьте готовы к ответу. Вполне вероятно, что противник будет находиться в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Дополнительные высказывания в его адрес станут поводом выплеснуть на вас львиную долю негатива. Поэтому в такой ситуации лучше промолчать.

Бывает так, что человек оскорбляет другого без повода. Это значит, он желает выплеснуть негативную энергию (спустить пар). Надо показать, что вы не хотите быть мишенью. Следует достойно ответить на реплики, но не ругается, не унижать достоинство. Если оскорбления звучат со стороны того, кто находится в неадекватном состоянии, рекомендуется смолчать. Собеседник не может услышать то, что вы пытаетесь донести. Новые ответы спровоцируют всплеск эмоций, дело может дойти до драки. Даже если знаете, что собеседник слабее вас, промолчите.

Оскорбления обидны для каждого. В некоторых ситуациях мы не можем сориентироваться и нанести достойный удар. Если человек пытается оскорбить осознанно, следует поставить его в неловкое положение. Помогут такие фразы: “Мне безразличны твои слова, они слишком примитивны”. “Удивительно, как легко ты оскорбляешь другого. Не удивляйся, если судьба сыграет с тобой злую шутку”.

Человек, от природы являющийся хамом, сознательно провоцирует других. В этом случае грубость возникает из ниоткуда. Хамы обращают внимание на пустяки и пользуются ими для того чтобы оскорбить "провинившегося". Можно не обращать внимания на подобные нападки, но тогда человек будет наглеть, думая, что ему все позволено.

Чтобы красиво выйти из ситуации, надо продемонстрировать невозмутимость. Если соглашаться со всеми репликами грубияна, он будет обезоружен. Нужно похвалить агрессора за то, что он не поленился найти время для критики. Такой метод хорошо работает на публике.

Мальчику лет восемь. Над ним грозно нависает мужчина, вероятно, отец. Колени мальчика содраны в кровь, на щеках грязь и слезы. На тротуаре валяется разбитый вдребезги смартфон. Мужчина кричит изо всех сил: «Ты что, совсем тупой? Сколько раз я тебе говорил не бегать и не баловаться, когда у тебя в руках мой телефон! Это не игрушка. Ты будешь слушаться или нет? Посмотри, что ты натворил!»

Мальчик не отвечает, его плечи дрожат. Из банка выходит женщина, видит телефон: «Ну молодец, испортил нам субботу». Подобрав то, что осталось от телефона, она обращается к мужчине: «Здесь поблизости мастерская. Давай зайдем, спросим, можно ли что-то сделать». Мужчина обнимает жену, они уходят, мальчик плетется за ними.

Только не говорите, что это необходимый воспитательный момент и злость родителей оправданна. Эти взрослые - эмоциональные абьюзеры.

Если, слыша, как кто-то кого-то отчитывает, вы оправдываете поведение абьюзера, вы ничем не лучше

Вы скажете, что смартфон дорогой и, возможно, нужен отцу мальчика для работы, но это не оправдывает его поведение. Нельзя оскорблять других, особенно детей.

Конечно, дети должны отвечать за свои поступки, но всегда можно найти другие способы наказания. И совершенно недопустимо жалеть о сломанном телефоне, не обращая внимания на разбитые колени ребенка.

Исследования показывают, что некорректное вербальное поведение, которое давно приобрело размах эпидемии, объясняется тем, что многие не видят разницы между эмоциональной речью и вербальной агрессией. А разница в намерениях: вербальный абьюз обесценивает, манипулирует, ранит, запугивает, вызывает чувство вины, унижает. И если слыша, как кто-то кого-то отчитывает, вы оправдываете поведение абьюзера, вы ничем не лучше. Приведу пять причин, почему не стоит поддерживать вербальную агрессию.

1. Вербальный абьюз вреден для физического и психического здоровья

Научно доказано: вербальная агрессия вредна для развивающегося мозга ребенка и вызывает изменения в его структуре. В силу психологической незрелости и слабо развитых защитных механизмов дети не сомневаются в правдивости всего, что о них говорят. А когда обидные слова произносит авторитетный взрослый, например, кто-то из родителей, их влияние на ребенка огромно.

2. Вербальная агрессия воспринимается как норма

Если ребенок подвергался эмоциональному абьюзу, а его эмоциональные потребности не удовлетворялись, то он, как правило, вырастает во взрослого, который считает вербальную агрессию нормой. Такие люди страдают эмоциональной глухотой, могут ранить других и не видят в обидных словах ничего плохого. Нередко они продолжают попытки заслужить любовь родителей и стараются не замечать, что и как эти родители говорят.

«Я воспринимала это как данность, ведь это моя мама, - вспоминает 34-летняя Мария. - Пока однажды она не набросилась на мою десятилетнюю дочь. Только тогда я вдруг поняла: то, что происходило всю мою жизнь, неправильно, так быть не должно». Подобная эмоциональная глухота сопровождает людей на протяжении жизни. И их словно магнитом тянет к абьюзерам.

Абьюзеры мастерски перекладывают вину на «слишком чувствительную» жертву. И жертва начинает сомневаться, абьюз ли это

«Первый муж безжалостно высмеивал мое мнение, если оно отличалось от его собственного. А иногда он просто требовал, чтобы я закрыла рот, - вспоминает 50-летняя Анна. - Он обесценивал мои способности. И он, и моя мать говорили, что я «слишком чувствительная». Меня спас психотерапевт: он объяснил, что насмешки и унижения не имеют отношения к любви. Для меня это стало откровением».

Многие не решаются признать, что все это - разновидность абьюза, хотя абьюзеры называют это воспитанием или «необходимой коррекцией поведения», если речь идет об общении с ребенком. Когда же они общаются со взрослыми, они часто маскируют оскорбительные слова под шутку, которую якобы неправильно поняли. Они мастерски перекладывают вину на «слишком чувствительную» жертву. И жертва начинает сомневаться, абьюз ли это. Так вот: это абьюз.

Если вам говорят, что оскорбительные слова - это просто «беспощадная правда», не давайте себя одурачить. Правда не ранит.

3. Мы забываем, что можно обидеть и без слов

Абьюз бывает разным. Можно бойкотировать человека, игнорировать его вопросы, демонстрировать пренебрежительное поведение: закатывать глаза или насмехаться. Все это тактики манипулирования, чтобы заставить другого чувствовать свою ничтожность.

4. Мы обесцениваем боль и опыт жертвы

Многие сравнивают вербальный и физический абьюз и позволяют себе замечания в духе: «Хорошо еще, что он тебя не бил» или «Ну, ничего страшного, покричал и перестал». Человеку, ставшему жертвой вербальной агрессии, слышать такое очень тяжело. Как правило, люди, которые подверглись эмоциональному абьюзу, особенно в детстве, страдают от целого комплекса проблем: низкой самооценки, недоверия к окружающим, неспособности контролировать эмоции. Старайтесь не говорить: «Все, что не убивает, делает нас сильнее», даже если действительно так думаете.

5. Оправдывая абьюзеров, мы меньше контролируем свое поведение

Не все люди намеренно оскорбляют окружающих и манипулируют ими. Но время от времени каждый из нас говорит что-то несправедливое, злое, обидное и унизительное. К тому же невоспитанность заразна: если люди из нашего окружения демонстрируют вербальную агрессию, велика вероятность, что и наше поведение станет токсичным. Поэтому важно проанализировать свою речь: оценить, что именно мы говорим под влиянием стресса или злости. И если сказали что-то обидное, не оправдываться, а извиниться.

Вербальную агрессию нельзя оправдывать никогда, ни при каких обстоятельствах.

Вербальная агрессия Этимология.

Происходит от лат. verbalis - устный и aggressiо - нападение.

Категория.

Форма агрессивного поведения.

Специфика.

Для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и другие невербальные компоненты речи.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "вербальная агрессия" в других словарях:

    Вербальная Агрессия - агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний … Психологический словарь

    Вербальная агрессия - (лат. – словесная) – словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, душевных болей словом. Делается это через сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора. Вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая. Она наносит вред… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    - (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… … Словарь по педагогической психологии

    - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (от лат. aggredior наступать, aggressio на падение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    агрессия - и; ж. (лат. agressio нападение) 1) Вооружённое нападение государства или нескольких государств на какое л. государство с целью захвата его территории, уничтожения или ограничения его независимости, изменения его политического или общественного… … Словарь многих выражений

    АГРЕССИЯ - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные… … Педагогический словарь

Книги

  • Купить за 1815 руб
  • Эстетические парадоксы русской драмы. Учебное пособие , Злотникова Татьяна Семеновна. Культурфилософски детерминированная константа в судьбе русской драмы предстает через наличие и остроту эстетических парадоксов, рожденных парадоксами социальной, нравственной, художественной…

Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует.

Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видов речевой деятельности и вербальных поведенческих реакций человека вообще и ребенка (школьника) в частности имеет важное методологическое значение для адекватной научной оценки исследуемого явления, а также для определения эффективных приемов коррекции речевого поведения и разработки коммуникативных стратегий, гармонизирующих речевое общение.

Поэтому одной из основных задач нашего исследования является попытка сформулировать "рабочее" определение вербальной агрессии, на которое можно будет опереться в практических исследованиях.

Как уже говорилось, сложность определения понятия "вербальная агрессия" заключается, прежде всего, в том, что ее нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение - этот термин употребляется применительно к самым разнообразным действиям. Проявления вербальной агрессии весьма неоднородны по мотивации, ситуациям проявления, формам выражения, результатам и т.д. Поэтому, прежде всего, рассмотрим, как в современной науке определяется агрессия как явление в целом и чем оно отличается от смежных явлений - агрессивности и враждебности.

Понятие агрессии в современных научных исследованиях

Необходимо последовательно разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность", которые зачастую выступают в одном и том же контексте как взаимозаменяемые, что не вполне корректно. Так, Л.М. Семенюк справедливо определяет агрессию как "специфическую форму поведения; процесс, имеющий специфическую функцию и организацию" (76, С.2); а агрессивность как "психическое свойство личности; некоторую структуру, являющуюся компонентом более сложной структуры психических свойств человека". (76, С.2)

Необходимо также отличать агрессию от враждебности, что поддерживается большинством исследователей, в частности А. Бассом и К.Е. Изардом. А. Басс под агрессией понимает реакцию, проявляющуюся "внешне", активно по отношению к конкретным лицам; "ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу"; под враждебностью - более узкое по направленности состояние; реакцию, суть которой заключается в том, что личность занимает в целом негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим; "скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий". (Цитируется по источникам (76, С.8) и (3, С.61), так как исследование не переведено на русский язык).

Данное положение подтверждают также наблюдения автора настоящей работы за речевым поведением учащихся. Так, для них весьма характерна агрессия без враждебности, когда обижают человека, но не питают к нему агрессивных чувств. Например, ученика могут дразнить, придумывать ему обидные клички только из-за необычной фамилии. С другой стороны, в среде школьников можно наблюдать проявления враждебности без агрессии, когда агрессору заранее известны последствия его агрессии - неодобрение учителя, наказание родителей, порицание одноклассников и т.д. Например, в целом негативное отношение ученика к данному учителю, выражающееся в уклонении от выполнения домашней работы, прогулах уроков и т.п.

К.Е. Изард определяет враждебность и агрессию следующим образом: "враждебность - это сложная форма аффективно-когнитивной ориентации. Она состоит из набора различных взаимодействующих эмоций, влечений и аффективно-когнитивных структур" (22, С.300); агрессия - это "враждебное действие или поведение". (22, С.302) Таким образом, враждебность рассматривается Изардом как сложное мотивационное состояние, а агрессия - как следующее из него поведение. Кроме того, подчеркивается, что враждебность является состоянием, которое "не включает в себя словесной или физической активности" (22, С.302), а агрессия представляет собой именно "физический акт". (22, С.302) Примечательно, что в это понятие Изард включает речь.

Итак, несмотря на некоторую разницу в определении самих понятий, оба исследователя едины во мнении, что, во-первых, враждебность следует рассматривать как пассивное состояние, тогда как агрессия представляет собой активные и объектно направленные действия. Во-вторых, такое разграничение имеет важное методологическое значение, поскольку "может способствовать выработке более тонких приемов контроля этих явлений". (22, С.303)

Что же касается определения агрессии, то в современной науке обычно говорят об агрессивном поведении - то есть об открытых, внешне выраженных и часто инициативных действиях, которые наносят вред объекту. Очевидно, все существующие определения агрессии в рамках рассмотренных нами концепций (см. 1.1.) можно разделить на два типа:

1. В основе определения лежит оценка поведения: агрессия - "это любой вид поведения, приносящего вред другому". (54, С.91) Подобного определения придерживается, в частности, А. Басс.

2. В основе определения лежит понятие намерения: агрессия - "это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому" (54, С.91); "это любая форма поведения, нацеленного на... причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения". (3, С.26)

Первое определение представляется более простым, поскольку выделяет доступный наблюдению исследователя поведенческий критерий наличия агрессии (причинение вреда). Второе - сложнее, так как намерения не поддаются визуальному наблюдению. Однако вторая формулировка точнее соответствует предмету нашего исследования: вербальная агрессия, свойственная только человеку и отличающаяся от агрессии животных именно своей целенаправленностью.

Аналогичное по сути определение предлагает и российский исследователь агрессии - Л.М. Семенюк: агрессия - "мотивированные внешне действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям". (76, С.21)

Что следует понимать под объектом агрессии вообще и вербальной агрессии в частности? Большинство исследователей настаивают на том, что агрессивным может считаться такое поведение, которое предполагает намеренное причинение вреда только живым существам.

Однако существует ряд ситуаций, выходящих за рамки подобного подхода. Как, например, должно интерпретироваться битье посуды во время ссоры? Или, применительно к вербальной агрессии - высказывания в адрес принадлежащих "жертве" предметов, типа "Какое дурацкое платье!" В связи с этим, по справедливому, на наш взгляд, замечанию американских исследователей Р. Бэрона и Д. Ричардсон, включение в понятие "объект агрессии” неодушевленных предметов наряду с одушевленными целесообразно в том случае, когда “от состояния этого объекта зависит физическое или психологическое благополучие его обладателя или пользователя". (3, С.14)

Таким образом, на основании изложенного, в данном исследовании в качестве "рабочего" будет использоваться следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту.

Определение вербальной агрессии

Термины "вербальная агрессия", "речевая агрессия" широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних двух десятилетий (А. Басс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, В.И. Жельвис, К.Е. Изард, Н.Д. Левитов, А.К. Михальская, К.Ф. Седов, Л.М. Семенюк, И. А. Фурманов, Э. Фромм и др.)

Согласно результатам анализа научной литературы по изучаемой проблеме, термины "речевая агрессия" и "вербальная агрессия" обозначают единое явление и употребляются в рамках одного контекста в тождественных позициях как русский и латинский варианты, очевидно, в целях избежания тавтологии.

Дать универсальное (всесторонне научно обоснованное, исчерпывающее) определение речевой агрессии с учетом всего многообразия ситуаций и форм ее проявления крайне сложно. Попытки сформулировать определение вербальной агрессии предпринимались преимущественно зарубежными исследователями.

Анализ зарубежных исследований по данной проблематике позволил предположить, что наиболее близок к адекватному определению речевой агрессии А. Басс: "вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)". (75, С.7)

Данное определение взято нами за основу при составлении "рабочей" дефиниции понятия речевой агрессии. Основанием для использования данного определения послужила возможность с его помощью выделить основные и необходимые для исследования аспекты вербальной агрессии, а именно:

1. Внешний, формальный - изучение словесного оформления агрессивных проявлений: интонация, тембр, темп, громкость речи, особенности дикции, суггестивные качества голоса и т.д.; специфика лексических средств и речевых конструкций, в которых воплощается вербальная агрессия.

2. Внутренний, содержательный - анализ темы, содержания, цели высказывания.

Однако ряд неточностей терминологического характера (например, понятие "словесные ответы"; наличие в одном ряду таких разнородных понятий, как "ссора, крик, визг"), а также некоторая узость данного определения побудили к его уточнению и дополнению.

Таким образом, учитывая сложность и многоаспектность исследуемого явления, при попытке сформулировать "рабочее" определение речевой агрессии на основании предложенного А. Бассом, необходимо, на наш взгляд, начать с решения следующих задач:

1. Установить отличия речевой агрессии от сходных и смежных психологических и речевых явлений, а именно:

а) языкового насилия;

б) спонтанных вербальных реакций на сильный стресс (например, боль, страх);

в) речевой самоагрессии, некоторые проявления которой по своей специфике и мотивам не позволяют рассматривать их в рамках феномена речевой агрессии.

2. Разграничить явление вербальной агрессии и специфические формы речевого поведения, составляющие часть поведенческого кодекса отдельных подростковых микрогрупп и молодежной субкультуры в целом.

3. Установить отличия между целенаправленным и нецеленаправленными проявлениями речевой агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность".

4. Определить отношений понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к явлению речевой агрессии.

5. Выявить основные факторы, определяющие агрессивный характер высказывания в конкретной речевой ситуации.

1. Отличия речевой агрессии от сходных и смежных явлений

Речевая агрессия и языковое насилие. Анализ современных исследований по проблемам вербальной коммуникации показывает, что между этими явлениями существует определенная связь, что доказывает уже само определение языкового насилия.

Так, например, А.П. Сковородников в статье "Языковое насилие в современной российской прессе" определяет это явление как "не аргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или его поражение в полемике - в пользу адресата". (82, С.10)

Французский философ П. Рикер в работе "Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права" признает, что "насилие может быть не только физическим, крайняя форма которого - убийство или нанесение раны, но средством насилия может оказаться и язык". (71, С.31) При этом языковое насилие понимается как "внесение смуты, соблазнение и все способы извлекать преимущества из своего языкового (de langage) превосходства над тем, кто обладает меньшим языковым могуществом" (71, С.32) - то есть прежде всего как манипуляция и словесное подавление адресата.

Рикер полагает, что зачатки данного явления существовали уже в античности, и пытается проследить его исторические изменения: "Уже у Платона мы находим разработку темы "Нет тирана без софиста". Тиран действует не только посредством физического насилия, но и посредством извращения языка (langage), которое является тем самым формой насилия в языке. Все известные нам тоталитарные системы в XX веке гораздо в большей степени пользовались извращением языка, чем физической силой: так называемые идеология и пропаганда - языковые формы насилия". (71, С.32)

Проблема языкового насилия затрагивается также в статье О. Старовой "Средства массовой информации как источник агрессии"; в докладе О.Н. Быковой "Виды языкового манипулятивного воздействия на аудиторию (на материале современной российской прессы)" на Всероссийской научно-практической конференции "Русская речевая культура XX века" (Красноярск, 14-16 сентября 1999); монографии Н.А. Купиной "Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции".

Очевидно, что понятие языкового насилия в определенном смысле близко понятию речевой агрессии: в обоих случаях речь идет о высказываниях, целенаправленно отрицательно воздействующих на адресата, манипулирующих его сознанием. Однако, к сожалению, использовать понятие "языковое насилие" в нашей работе не представляется возможным, поскольку, во-первых, оно сформулировано применительно к другому предмету исследования - средствам массовой информации (телевидению, прессе). Это существенно ограничивает круг аспектов исследования явления речевой агрессии, предполагая рассмотрение только письменных форм речи и специфических речевых ситуаций, а также анализ только целенаправленных и осознанных агрессивных высказываний.

Во-вторых, данное понятие не тождественно понятию "речевая агрессия" прежде всего по широте охвата ее возможных проявлений. Под языковым насилием понимается преимущественно скрытая словесная манипуляция общественным сознанием, тогда как вербальная агрессия часто выражается в открытой форме (например, явная угроза, оскорбление, грубый отказ и пр.).

Таким образом, взаимная замена этих понятий не представляется возможной, поскольку это значительно сужает круг проявлений речевой агрессии, которые часто выступают в одном и том же контексте как взаимозаменяемые, что не вполне корректно.

Речевая агрессия и спонтанные речевые реакции на стресс. Спонтанные речевые реакции на сильный стресс (вызванный, например, резкой болью, внезапным страхом) могут приобретать форму высказываний, внешне сходных с агрессивными, например, ругательствами, враждебными замечаниями.

А.Р. Лурия определяет такие реакции как "простейшие формы аффективной речи, которые не требуют специальной мотивации и которые нельзя назвать речевым высказыванием в собственном смысле этого слова". (45, С.188) Они "носят характер непроизвольных или упроченных ранее голосовых или речевых реакций". (45, С.188)

По классификации форм речевого поведения А.А. Леонтьева, подобного рода речевые реакции, вероятно, следует отнести к рефлекторному (в отличие от интеллектуального) поведению, где существует "жесткая связь между раздражителем, или стимулом и рефлекторной реакцией" (38, С.134), и которое не прогнозируется заранее. То есть здесь отсутствует планирование вербальных действий, как в интеллектуальном поведении.

В.И. Жельвис при анализе подобных реакций использует термин "стрессовая инвектива" (21, С.21), характеризующий речевое поведение на уровне выразительной реакции и прямой связи с бессознательной и неконтролируемой эмоцией. Несмотря на достаточно точное отражение сущности явления, данный термин нельзя считать, на наш взгляд, универсальный, поскольку он не охватывает всего комплекса возможных в ситуации стресса вербальных реакций, круг которых значительно шире, нежели только инвективное словоупотребление.

Опираясь на определения А.Р. Лурия и А.А. Леонтьева, можно констатировать, что, с одной стороны, с явлением вербальной агрессии подобные реакции объединяет функция катарсической разрядки негативных эмоций. С другой стороны, такие реакции, вероятно, нельзя считать однозначно агрессивными, поскольку они, во-первых, не преследуют цели причинить вред объекту (как следует из принятого нами определения агрессии; во-вторых, являются непроизвольными, то есть неосознанными, и потому, как уже отмечалось, не является агрессией "в чистом виде".

Однако в этой связи необходимо отметить следующий важный момент. Если вербальная реакция на стресс, выражается в форме инвективы или в иной социально порицаемой форме и является, как пишет А.Р. Лурия, "упроченной ранее", то есть приемлемым для говорящего вариантом адекватной реакции на раздражитель, то, по нашему мнению, есть определенные основания считать такую реакцию проявлением вербальной агрессии.

Обоснованием этого положения является тот факт, что подобные реакции (чаще всего восклицания негативного характера, близкие к междометиям) нарушают гармонию речевого общения, способствуют созданию патогенной коммуникативной среды, что является прямым следствием вербальной агрессии (1.2.). Следовательно, при попытке классификации подобного рода высказываний как агрессивных или не агрессивных, возникает вопрос о степени адекватности такой реакции вызвавшему ее внешнему раздражителю (его виду, интенсивности проявления, ситуации возникновения и т.д.). Таким образом, здесь необходимо учитывать реальные условия общения в конкретной речевой ситуации.

Речевая самоагрессия. Речевая самоагрессия (или автоагрессия) определяется как "агрессия, направленная говорящим на самого себя". (36, С.170) Чаще всего она воплощается в критических высказываниях человека о своих собственных поступках, самообвинениях, негативных замечаниях в собственный адрес и т.п.

Л.А. Киселева обозначает такие высказывания образным и, на наш взгляд, достаточно точно отражающим суть явления определением А.П. Чехова "нравственные самопощечины" (25, С.38): "...Катя... рыдала: - Подлая я, гадкая! Хуже всех на свете... Но не получилось из ее речи ничего, кроме нравственных самопощечин..." (рассказ "Слова, слова, слова")

На первый взгляд, подобные высказывания не являются агрессивными и не наносят коммуникативного вреда окружающим, а, напротив, дают возможность безболезненного для окружающих выхода эмоций, объективной оценки, саморегуляции речевого поведения говорящего. Последнее отмечают, в частности, Т. Рибо и Л.А. Киселева.

Между тем неоправданное снижение говорящим самооценки (когда человек приписывает себе несуществующие недостатки или сильно преувеличивает имеющиеся) часто провоцирует или увеличивает его неуверенность в себе и недоверие к окружающим. В том же чеховском рассказе данную мысль подтверждает авторская оценка поведения героини: "Всю душу себе исцарапала!" Кроме того, речевая самоагрессия так или иначе нарушает гармонию общения в результате создания напряженной коммуникативной обстановки, поскольку часто самообвинения говорящего содержат скрытое обвинение адресата в его собственных ошибках или неудачах.

Таким образом, не являясь агрессией "в чистом виде", речевая самоагрессия часто провоцирует ее проявления, способствуя созданию патогенной коммуникативной обстановки, препятствуя реализации эффективного общения. Поэтому данный феномен, на наш взгляд, несомненно, следует изучать наряду с непосредственными и очевидными проявлениями вербальной агрессии и учитывать ее возможные последствия в конкретной речевой ситуации.

2. Речевая агрессия и специфические формы речевого поведения в молодежной субкультуре

Подростковая речевая среда, являясь неотъемлемой частью логосферы практически любого народа, обладает при этом рядом специфических особенностей, которые позволяют рассматривать ее как своеобразный пласт общенациональной речевой культуры, особую субъязыковую подгруппу. В связи с этим, вербальная агрессия и, в частности, инвективное словоупотребление как одно из возможных ее проявлений, часто трансформируются в качественно иные по своим целям и мотивам социальные и речевые явления.

Возможные функции инвективы в речевой молодежной субкультуре подробно рассматривает В.И. Жельвис. Назовем основные:

1. Инвектива как средство установления контакта и узнавания друг друга членами данной микрогруппы, установление корпоративного духа общающихся (криптолалическая функция инвективы). К этой группе слов и выражений можно отнести "жизнерадостные вокативы, эмоционально выражающие положительное отношение" (20, С.100) говорящего к адресату или речевой ситуации в целом. Например, приветствуя члена своей компании, ему говорят: "Привет, падло!" Обязательным условием при этом является ожидание адресанта, что адресат не обидится на инвективу и имеет право ответить подобным же образом.

2. Инвектива как средство дружеского подтрунивания или подбадривания. Здесь используется в целом тот же вокабуляр, что и в первом случае, но в роли инвектанта выступает лишь один из говорящих, как правило, обладающий большим авторитетом в данной микрогруппе, тот, к чьему мнению прислушиваются.

3. Функция искусства - т.н. "виртуозная брань". Использование инвективы в этом случае вызывает просто комический эффект, поскольку "в изощренности инвективы нет практической необходимости... Катарсис наступает в результате взламывания табу..", и "авторов подобных текстов интересует в значительной мере не цель добиться унижения реципиента..., важнее сам процесс творчества, блеск демонстрируемых стилистических приемов per se". (20, С.40- 41)

В.И. Жельвис дает лингвистическое объяснение данного явления: своеобразный разрыв между мыслительными и речевыми средствами, имеющимися в распоряжении детей, недостаточном овладении основными коммуникативными умениями и навыками, в связи с чем виртуозная брань воспринимается рядовыми членами молодежной группы как недоступное большинству искусство. Стоит лишь заметить, что не только инвектива, но и ряд других внешне агрессивных высказываний не являются таковыми, когда используются при общении в "своей" микрогруппе для реализации потребности самоутверждения, в качестве демонстрации оригинальности, остроумия, находчивости.

Подобной точки зрения придерживаются, в частности, Е.Н. Гуц, которая отмечает, что "...детские "угрозы" часто не что иное, как игра словами, шутка, иногда - "заигрывание", иногда - своеобразный конкурс веселых и находчивых" (14, С.136); и М.В. Осорина, которая полагает, что "примером своеобразной тренировки и демонстрации социальных умений, обеспечиваемой фольклорными текстами и регулируемой определенными правилами, являются традиционные перебранки при встрече соперников двух враждующих групп или просто мальчиков и девочек". По ее мнению, "нельзя прямолинейно утверждать, что дразнилка - только форма словесной агрессии, а потому негативное явление. С которым надо бороться". (56, С.40) На криптолалическую и контактоустанавливающую функции ругательств ("бесцензурного разговора") указывает и Л.И. Скворцов (81, С.54).

3. Отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями речевой агрессии

Установить отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями речевой агрессии представляется оправданным и необходимым с методологической точки зрения, поскольку в принятом в настоящей работе определении агрессии рассматриваются только целенаправленные действия субъекта. Сделать это возможно на основании разграничения понятий "речевая деятельность" и "речевое поведение", как делают это большинство исследователей, занимающихся проблемами вербальной коммуникации (в частности, А.А. Леонтьев, Н.И. Формановская, О.М. Казарцева, В.И. Жельвис).

Так, А.А. Леонтьев выделяет такую особенность понятия "речевая деятельность", как "идея вероятностного прогнозирования" - "...выбор того или иного способа действия представляет собой, по крайней мере, частично, постулирование возможных исходов из наличной ситуации". (38, С.263-264)

О.М. Казарцева определяет речевую деятельность как "осознанно мотивированную целенаправленную человеческую активность" (23, С.9), а речевое поведение - как "малоосознанную активность, проявляющуюся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта". (23, С.9)

Применительно к явлению речевой агрессии можно добавить, что агрессия как речевое поведение и агрессия как речевая деятельность различаются еще и по функциям. Так, по мнению большинства исследователей данной проблемы (В.И. Жельвиса, А.К. Михальской, Я. Рейковского и др.), основной функцией вербального агрессивного поведения является эмоциональный катарсис - психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.

По отношению к агрессии как речевой деятельности, вероятно, следует говорить о более сложном комплексе вызывающих ее мотивов, более изощренных формах ее проявления и - соответственно - качественном и количественном многообразии функций. Чаще всего, на наш взгляд, такая агрессия может выступать как своеобразный способ реализации различных потребностей - самоутверждения, самозащиты, самореализации и др. (см. 1.2.).

А.К. Михальская, рассматривая вопрос о целенаправленности и степени осознанности собственно вербальных проявлений агрессии, полагает, что осознанная, целенаправленная речевая агрессия имеет место в том случае, когда намерение совпадает с достигаемым результатом: "это "чистый" вид агрессии (агрессия "per se")". (51, С.166) Однако мы можем наблюдать и косвенный, непрямой речевой акт, когда человек, демонстрируя ярко выраженную форму вербальной агрессии ("крик", брань), одновременно показывает, что его речевые действия не должны быть приняты всерьез. Это, как отмечает А.К. Михальская, "скорее имитация, чем настоящая агрессия". (51, С.167)

Между тем, несмотря на то, что поведенческие вербальные реакции часто не являются речевой агрессией "в чистом виде", изучать и разрабатывать методы, направленные на предотвращение и устранение такого поведения, так же насущно необходимо, поскольку и оно несет угрозу для окружающих. Обоснование данного положения является следующее:

1. "Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения". (23, С.9)

2. Очевидно, что подобные высказывания зачастую "переадресовываются" другим людям, никак не повинным в состоянии агрессора.

3. По мнению ряда исследователей (в частности, Н.Д. Левитова), катарсическое значение таких высказываний иногда представляется весьма сомнительным и указание на него служит лишь целям самооправдания.

Другой аспект данной проблемы - наличие более и менее осознаваемых моментов внутри рассматриваемых явлений, в самих речевом поведении и речевой деятельности. Так, А.А. Леонтьев (38, 134) предлагает различать в этом отношении рефлекторное и интеллектуальное речевое поведение. Первое выступает как непосредственная, прямая реакция на раздражитель в соответствии с заложенной филогенетически или в прошлом опыте схемой; во втором нет такой жесткой связи, имеется несколько потенциально возможных реакций на один раздражитель, то есть человек имеет возможность более или менее сознательного выбора нескольких "моделей будущего", может планировать собственные речевые действия.

Наряду с выделением двух видов речевого поведения, А.А. Леонтьев различает также и несколько видов речевой деятельности, из которых, применительно к рассматриваемой проблеме, нас интересуют инициативная ("спонтанная речевая деятельность") и реактивная ("ответ на вопрос"). (38, С. 135)

В отношении вербальной агрессии можно говорить о спонтанной словесной реакции, возникающей в результате внешнего раздражителя (например, враждебное замечание) и агрессивных высказываниях в ответ на предшествующее проявление агрессии (например, оскорбление в ответ на враждебное замечание: "Ты выглядишь по-дурацки. - Сам ты идиот!"; угроза как реакция на грубое требование: "Пошел вон!" - "Ты сам у меня сейчас пойдешь вон!" и т.п.)

В соответствии с изложенным, представляется необходимым внести коррективу в определение речевой агрессии А. Басса, которое, напомним, было принято нами как исходное: "вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов". Понятие "негативные чувства" в этом определении имеет отношение к выражению главным образом поведенческих реакций на раздражающую ситуацию. При этом никак не учитывается, что речевая агрессия может выступать и как средство воплощения конкретного коммуникативного намерения.

Поэтому в предложенное А. Бассом определение вербальной агрессии целесообразно внести следующие два уточнения: вербальная агрессия - выражение негативных чувств и намерений как через форму, так и через содержание высказываний (в общем смысле, а не только "словесных ответов", как у А. Басса).

4. Отношение понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к явлению речевой агрессии

В настоящее время не существует четкой терминологии для описания эмоциональных состояний человека, а также единой и всесторонне обоснованной классификации эмоций. Напомним, что А. Басс включает в определение речевой агрессии только выражение негативных чувств. Однако анализ научной литературы по интересующему нас вопросу показал, что большинство современных исследователей признают необходимость различать понятия "чувства" и "эмоции", но делают это на разных основаниях.

А.Н. Леонтьев различает чувства и эмоции по признаку устойчивости / ситуативности. Так, "собственно эмоции" определяются им как "состояния преимущественно идеаторные и ситуационные"; "предметные чувства" - как “устойчивые эмоциональные переживания". (40, С.211)

В справочном пособии А.А. Смирнова и коллектива авторов чувства и эмоции различаются по связанным с ними потребностям: "В отличие от эмоций чувства связаны с потребностями, возникающими в ходе исторического развития человечества... В основе чувств лежат прежде всего потребности, связанные с отношениями между людьми...". (84, С.386-387) В результате делается вывод о том, что эмоции присущи и животным, и человеку, тогда как чувства - только человеку.

Что же касается вопроса о том, какие эмоции следует относить к отрицательным, негативным, то здесь также нет единого подхода. Среди немногочисленных разработок данной проблемы наиболее продуманным представляется подход К.Е. Изарда. Анализируя качественный и количественный состав отрицательных эмоций, Изард полагает, что однозначно к ним можно отнести три фундаментальные эмоции, которые он назвал "враждебной триадой", поскольку любая комбинация этих трех эмоций составляет, по его мнению, основной аффективный компонент враждебности:

1. Гнев - "мотивирует нападение, мобилизует энергию индивида, готовит его к активной самозащите". (22, С.86)

2. Отвращение - реакция на отвратительное, которая мотивирует "желание избавиться от кого-либо или чего-либо". (22, С.86)

3. Презрение - "чувство превосходства над каким-то человеком, группой или предметом" (22, С.299), "отстраненное переживание, побуждающее к агрессии, проявляющейся в хитрости и обмане". (22, С.300)

С точки зрения К.Е. Изарда, "ситуации, вызывающие презрение, с меньшей вероятностью приводят к агрессии, чем те, которые вызывают гнев и отвращение". (22, С.304) Таким образом, презрение рассматривается Изардом как наименее опасная из эмоций, составляющих "триаду враждебности".

Однако в реальности понятие "отрицательные эмоции", безусловно, и не ограничивается "враждебной триадой". Можно, например, утверждать и убедительно доказать на материале конкретных речевых ситуаций, что к группе эмоций, вызывающих вербальную агрессию, следует отнести обиду, разочарование, возмущение, недовольство, скуку и др.

Кроме того, как справедливо отмечает Н.Д. Левитов, "не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии". (36, С.169) Так, существует "бессильный" гнев при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Иногда дети переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается. Пример: поведение ученика на открытом уроке, когда подчеркнуто официальный характер общения или авторитет учителя не позволяют ребенку выплеснуть в форме вербальной агрессии свой гнев, вызванный например, приглашением к доске, какой-то нежелательной просьбой.

Итак, вопрос о составе отрицательных эмоций и проблема их классификации до сих пор остаются открытыми. Очевидным, однако, представляется следующее: поскольку экспериментально доказана и теоретически обоснована причастность по крайней мере трех эмоций (гнева, отвращения и презрения) к агрессии, то уже этот факт свидетельствует в пользу того, чтобы включить в определение вербальной агрессии само понятие "отрицательные эмоции" наряду с понятием "негативные чувства".

5. Основные факторы, определяющие агрессивный характер высказывания в конкретной речевой ситуации

Классифицируя то или иное высказывание с точки зрения наличия в нем проявлений вербальной агрессии, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать связь высказывания с реальными условиями общения, рассматривать его не изолированно, а в контексте речевой ситуации, то есть в соответствии со временем, местом, целями и характером общения, составом участников и т.д.

Аргументом в пользу данного положения является, прежде всего, тот факт, что эмоции человека отличаются многообразием. Соответственно, и возможные проявления речевой агрессии в ситуациях, где проявляются эти эмоции, так же многообразны. Объясняется это тем, что "сложный состав эмоций приводит к возможности неоднозначного истолкования слова в тексте. Один и тот же вокабуляр оказывается в состоянии выразить пейоративное (отрицательное, осуждающее) и мелиоративное (положительное, одобрительное) отношение к явлению". (21, С. 4)

Данное положение подтверждается исследованием А.А. Леонтьева о "вариантности речевых операций". (38, С.152) Речевое действие, по его мнению, "...есть понятие психологическое и его статус зависит исключительно от внелингвистических факторов...". (38, С.152) В связи с этим А.А. Леонтьев выделяет следующие моменты, которые необходимо учитывать при определении статуса того или иного высказывания: конкретная ситуация деятельности; речевой контекст деятельности; индивидуальные отличия в речевом опыте; социолингвистический или функционально-стилистический фактор, определяющий выбор определенных языковых средств из ряда потенциально возможных в соответствии с характером взаимоотношений собеседников; аффективный (эмоциональный) фактор.

В этом отношении, применительно к исследованию вербальной агрессии, представляется необходимым учитывать, прежде всего, следующие факторы:

1. Характер общения (официальное / неофициальное);

2. Общая коммуникативная установка (дружеское общение, непринужденная беседа / конфликтное общение, конфронтация);

3. Определенный набор невербальных средств (мелиоративных / пейоративных, в том числе агрессивных - подробно - см. 4.4.);

4. Коммуникативное намерение говорящего (наличие / отсутствие цели причинения вреда);

5. Фактор адресата (его положительная / отрицательная реакция на данное высказывание).

Так, в неофициальной ситуации, характеризующейся общей позитивной установкой на взаимопонимание; отсутствием намерения нанесения вреда адресату и отрицательных поведенческих (в том числе вербальных) реакций последнего; набором мелиоративных невербальных компонентов (например, дружелюбная улыбка, контакт глаз, рукопожатие, похлопывание по плечу), агрессивные по внешнему содержанию высказывания (типа оскорблений, иронических замечаний, грубых требований) могут приобретать качественно и функционально иной характер. Например, в подростковой микрогруппе, как уже говорилось, такие высказывания служат средством установления контакта, дружеского подбадривания, узнавания друг друга членами данной группы, способом выражения оценки. Так, высказывания, типа: "Иди ты!" или "Врешь, гад!", являющиеся по форме грубым требованием или оскорблением, могут выражать в определенной ситуации страх или удивление или выступать своеобразной формой положительной оценки. В последнем случае они приблизительно соответствуют по смыслу междометиям, вроде "здорово!", "ух ты!". Фраза "Я убью тебя!" может в зависимости от контекста звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание, и как косвенное приглашение к словесной игре.

С другой стороны, можно выделить ряд показателей, присутствие которых в ситуации общения позволяет говорить о наличии в ней вербальной агрессии:

1. Подмена говорящим своего коммуникативного намерения неистинным, ложным, маскирующим реальную цель речевого контакта. Например, желая сорвать урок или отсрочить контрольную работу, ученик словесно демонстрирует свою обиду на якобы имевшую место несправедливость учителя ("Вам наплевать на детей!"; "Я вас ненавижу!" и т.п.).

2. Невозможность дальнейшего коммуникативного контакта после данного высказывания, что может выражаться как невербально (например, после оскорбления ученика учитель молча покидает класс), так и словесно (например, "Сегодня с тобой бесполезно спорить"; "Остынь, поговорим позже"; "Больше никогда не подходи ко мне"; "Теперь ты для меня не существуешь!" и т.п.);

3. Отсутствие учета адресата в процессе создания и порождения высказывания, а именно: поло-возрастных особенностей; характера и темперамента; социальных характеристик - общественного положения, уровня образования и т.п.; культурно-национальной специфики; индивидуально личностных особенностей; степень овладения речевой культурой и т.д.

4. Отсутствие учета говорящим характера общения. Например, фамильярное обращение в официальной обстановке; демонстративное игнорирование одного или нескольких коммуникантов при групповом общении и т.п.

5. Ответная вербальная агрессия ("...Сам дурак!"; "...Нет, это ты во всем виноват!"; "...Ну ты у меня сейчас за это получишь!" и т.п.)

Звуковыми показателями присутствия агрессии в речевой ситуации можно считать следующие:

1. Появление фоновых шумов (например, ропот недовольства, когда сложно разобрать отдельные реплики, но в целом их отрицательно-оценочный характер очевиден; или появление шума в классе в ответ на замечание учителя - хлопание книгами, грохот портфелями и т.п.);

3. Изменение тембра, темпа речи говорящего / адресата (например, голос, дрожащий от гнева или обиды; ускорение темпа речи в ссоре и т.п.).

Таким образом, классифицировать то или иное высказывание с точки зрения наличия / отсутствия в нем агрессивного компонента можно только в условиях конкретной речевой ситуации, реальных условий общения.

Итак, на основании всего изложенного в данном параграфе, в качестве "рабочей" (требующей дальнейшего уточнения) формулировки определения вербальной агрессии можно предложить следующее: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

1. Агрессия человека, в том числе речевая агрессия, представляет собой многостороннее явление. Существуют две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности: биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное имманентное качество человека (теория влечений, этологическая концепция); социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоральная концепция) или ситуативное поведение (фрустрационная теория). При этом все рассмотренные теории признают, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека и потому представляет объект для серьезного изучения.

Не отрицая возможного влияния биологических и генетических факторов на становление агрессии, значительное число исследователей полагают, что на выбор агрессивной модели поведения, особенно речевого поведения, в значительной степени влияет множество социальных и средовых факторов.

2. При изучении вербальной агрессии в школьной речевой среде (ее диагностики, описании наиболее типичных ситуаций, видов и форм проявления) представляется целесообразным использовать достижения этологической концепции агрессивного поведения как уделяющей основное внимание именно этим аспектам в изучении данной проблемы.

При определении и отборе конкретных приемов осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде целесообразным представляется опираться на теорию социального научения, поскольку именно она имеет своим основным предметом выработку способов формирования нужного поведения или форм смещенных реакций - приемлемых в социуме действий, в которые смещается речевая агрессия.

3. Взгляд на исследуемую проблему с позиций психолингвистики позволяет установить сущность вербальной агрессии, выявить ее основные речемыслительные механизмы и определить необходимые предпосылки для осуществления контроля над речевой агрессией на всех уровнях ее проявления.

4. Анализ причин проявления вербальной агрессии в современном обществе и установление степени ее опасности и последствий позволили глубже уяснить механизмы воздействия данного феномена на общественное языковое сознание, а также определить основные предпосылки для разработки системы методов и приемов гармонизации речевого общения в исследуемой речевой среде.

5. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту. Однако, учитывая многообразие причин, ситуаций и форм проявления речевой агрессии, представляется крайне сложным сформулировать исчерпывающее и всесторонне научно обоснованное определения этого понятия. Современная наука не располагает таким определением; большинство имеющихся частных определений отличаются узостью или односторонностью подхода и потому не могут быть использованы в настоящей работе.

6. Необходимость формулировки "рабочего" определения речевой агрессии, потребовала выявить и установить: отличия данного феномена от смежных и сходных явлений; отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями вербальной агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность"; отношение понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к изучаемому явлению; основные факторы, определяющие степень и характер агрессивности высказывания.

7. В качестве "рабочего" определения вербальной агрессии в данной работе принимается следующие: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с агрессией и как инициатор, и как жертва. Неприятны обе позиции при агрессии. Но ведь зачем-то природа сделала нас с этой способностью. Может, вообще, эта агрессия нужна? А если да, то какую роль она выполняет. А что такое, вообще, эта агрессия?

Столько вопросов, что для их раскрытия нужно очень много писать, а вам – читать. Поэтому устраивайтесь поудобнее, будем разбираться, что такое агрессия, какие бывают ее виды и как справиться с вербальной агрессией.

Сильный человек может позволить себе быть мягким и добродушным,
в то время как агрессия и задиристость - это удел слабых.
Icewind Dale

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт , который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

Виды агрессии

Агрессия, как и любое явление в нашем мире, может поддаваться классификации. Знание того, какой вид агрессии в данный момент у другого человека или у вас, поможет выбрать правильную стратегию поведения. Но об этом более подробно речь зайдет уже в основной части статьи, как бороться с агрессией.

Вербальная и невербальная агрессия

Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека , которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.

Она просто неприятна и ей также нужно уметь противостоять. Ведь вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Человек может кинуться даже в петлю, огорченный отношением определенного человека к себе. Это, естественно, нехорошо.

Если же человек умеет противостоять вербальной агрессии, то у него открывается второе дыхание. Кроме этого, он еще значительно лучше смотрится в глазах других. Ведь если уметь грамотно парировать нападки со стороны других людей, пусть даже словесных, то такой человек кажется более уверенным в себе. А это свойство личности очень полезно для человека и его достижения успеха.

Чем больше успешен человек, тем больше ему приходится сталкиваться с вербальной агрессией. Ведь у него появляется множество завистников и просто людей, которые не боятся высказывать свое мнение. Если на каждого человека, который проявляет агрессию, обижаться и не знать, как на него реагировать, то можно действительно сойти с ума.

Невербальная агрессия – это действия, которые не связаны со словами человека . С ней человек не так часто сталкивается, так как часто к невербалике могут подключаться слова. Она может быть разной интенсивности и характера, поэтому невербальная агрессия может как причинить вред, так и нет.

Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы и прочие вкусности. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека.

Выражается такая агрессия только в определенных жестах, цвете лица, позе, взгляде. Причем работает правило, что если где-то человек подавляет внешние проявления своей агрессии, то все равно они пролезают в других жестах или позах.

Прямая и косвенная вербальная агрессия

Продолжаем разбирать классификацию видов агрессии более детально. Теперь мы рассмотрим такие типы, как прямой и косвенный. В принципе, исходя из их названия становится понятно содержание этих разновидностей.

Прямая агрессия направлена сразу на объект и выполняет свою функцию с самой большой силой.

Как следствие, перенести прямую вербальную агрессию значительно тяжелее, чем косвенную. Ведь прямая агрессия направлена прямо на тебя, и кто знает, как вы среагируете. Здесь ложится множество факторов, таких как жизненный опыт, позиция, уверенность в себе человека, на которого направляют агрессию, а также способность в нужный момент противостоять этому давлению.

Примеров прямой агрессии очень много. Это убийства, драки, ссоры – во всех этих вещах агрессия направляется в первую очередь на самого человека. Каждый член перепалки выступает и как субъект, и как объект агрессивного взаимодействия, постоянно разжигая друг друга.

Наша задача достаточно проста. Не нужно поддаваться на агрессивные провокации. Нужно помнить, что на обиженных воду возят. Не стоит тратить свое время на то, чтобы излишне поддаваться эмоциям.

Не надо отвечать агрессией на агрессию, так как это имеет печальные перспективы. Ни одно убийство или изнасилование на бытовой почве не происходило просто так. Это даже смешно. Людям преимущественно жалко причинять вред. А вот в состоянии повышенной агрессивности это сделать вполне возможно.

Косвенная агрессия не направлена непосредственно на вас, но она касается вас . Примерами косвенной агрессии могут быть как относительно безобидные типы, такие как заочные насмешки или очные, но не в адрес объекта насмешек, так и обидные. Нужно смотреть по ситуации и понимать, что косвенную агрессию побороть значительно легче.

Косвенная агрессия иногда может даже больше вредить, чем прямая. Особенно, когда кто-то начинает жаловаться начальнику на вас. Такое «стукачество» может привести к очень печальным последствиям, поэтому нужно бдить в оба глаза, чтобы не провоцировать других на такого рода косвенную агрессию.

Если же вам трудно бороться с разными видами агрессии, то вам нужно прочитать следующий раздел этой статьи. Тогда у вас появятся заметные результаты. Итак, как же бороться с агрессией?

Как справиться с вербальной агрессией?

Борьба с агрессией – это необходимый элемент в жизни каждого человека. Ведь нет ни одного железного человека, все могут разозлиться.

Иногда агрессия может стимулировать наше мышление и стремление достичь цели. Поэтому нужно уметь в первую очередь отличать здоровую агрессию и нездоровую вербальную агрессивность.

Как уже говорилось ранее, речевая вербальная агрессия может стимулировать не только вашу работоспособность, но и этот параметр у других людей. Всего существует два вида агрессии:

  1. Агрессия от себя.
  2. Агрессия от других.

Агрессия от себя – это когда раздражаетесь вы . Если вы не научитесь самостоятельно убирать (не подавлять, а именно убирать) отрицательные эмоции внутри себя, то у вас не получится противостоять агрессии других людей. Ведь каждый человек, который изливает такое поведение во внешний мир, по сути становится провокатором, который только и ждет, чтобы не дать вам жить спокойно.

Более того, некоторым людям попросту нравится провоцировать других. Некоторые от этого получают моральное удовольствие, а у некоторых даже получается таким образом получить материальные фишки, скомпрометировав вас на неблагоприятное поведение. Причем в агрессию может перерасти даже обыкновенная обида.

Известно, что существует две разновидности обиды:

  1. Интравертный, замкнутый тип. Тогда человек просто не хочет общаться с тем, на кого он обижен.
  2. Экстравертный. Этот тип является чаще всего прямым следствием первого, хотя бывают и исключения. Такой тип людей обиду всегда проявляет в агрессивной форме.

Это может быть месть или драка. Если мы не научимся не обижаться, то до этого может прийти даже самый закомплексованный человек. Причем у них даже агрессии со временем получается больше из-за того, что они глотают обиду и накапливают ее. Перестрелки в школах устраивали именно те школьники, которых травили, и какие затаили обиду на весь мир.

Агрессия от других людей – это когда источником и провокатором является вербальный агрессор . Важно сказать, что это деление достаточно условное, так как агрессия – это в первую очередь взаимный акт. Если один человек не отвечает на нее взаимностью, агрессия сразу теряет силу или вообще затухает. Поэтому важно понимать эту штуку.

Самый лучший способ справиться с агрессией – это не отвечать! Даже не терпеть, так как волевые усилия всегда заканчиваются. Нужно просто не придавать особого значения агрессии, которая направлена на вас со стороны других людей. Поверьте, это того не стоит. Любая агрессия заканчивается отрицательно.

Уже доказано, что большая часть отрицательных эмоций провоцируют возникновение раковых опухолей. Кроме этого, отрицательные эмоции имеют свойство засаживаться напрочь в нашем мозгу, поэтому выбраться из пучины негатива будет все сложнее. Да, это такая же зависимость, как и наркотическая, так как отрицательные эмоции также затрагивают мотивационные компоненты в наших мозгах.

Только так работает отрицательная мотивация. Хочется избегать неблагоприятных ситуаций. Но как жить, если избегать всего, что мы видим в этом мире. Нам нужно учиться не только не реагировать на агрессию со стороны других людей, но еще надо просто пропускать ее мимо ушей. Никто вам не поможет в этом, только вы сами можете справиться с проблемами, которые есть в ваших головах.

Выводы

Вам нужно обрести навыки управления собственным эмоциональным состоянием. Они приобретаются очень долго, для этого нужны десятилетия. Но почему бы не постараться. Будет куда стремиться. Поверьте, секрет железных нервов только в вашей голове. Любая эмоция являет собой не более, чем банальную физиологическую реакцию. Поэтому активно внушайте себе правильные мысли, чтобы было легче жить.

Видеопрезентация

Презентацию статьи вы также можете просмотреть в формате видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.