Как выработать в ребенке усидчивость и внимательность. Заметки практикующей няни

Чрезмерная активность в раннем детском возрасте может стать причинной плохой успеваемости и постоянных конфликтов со сверстниками. Психологи советуют воспитывать усидчивость с раннего девства!

Многие взрослые умиляются, глядя на активных малышей. Такие детки всегда знают, чем им заняться, всегда в движении и без проблем засыпают по ночам. Но порой такая активность становится причиной возникновения неусидчивости у ребенка, что мешает родителям планировать свой день и становится основным фактором того, что кроху спешат показать специалисту. Если мама и папа стремятся к тому, чтобы их малыш полноценно развивался и в дальнейшем легко адаптировался в и школе, им следует знать, как как научить ребенка усидчивости.

Причины детской неусидчивости

Гиперактивность у детей проявляется с самого раннего возраста. Обычно такие малыши начинают рано ползать, ходить, разговаривать. Родители не могут нарадоваться на свое чадо, первые несколько лет они гордятся успехами ребенка, но ближе к 3 годам начинают хвататься за голову и не знают, как заставить малыша сидеть на месте.

Главным недостатком гиперактивного человечка является то, что он не может провести на одном месте дольше 15 минут. В первую очередь от этого страдают мамы, так как большую часть времени с ребенком проводят именно они. У женщин, занимающихся работой на дому, постоянный шум в доме может стать причиной невыполненных заказов и нервного срыва. Активность ребенка мешает не оставляет времени на и приготовление обеда.

Начинать учить кроху усидчивости следует с того момента, как ему исполнится годик. К этому возрасту ребенок уже понимает речь родителей. Мама и папа должны рассказывать малышу что-нибудь интересное во время прогулок, чтобы он как можно меньше отвлекался, пытался концентрироваться на речи взрослых.

С детьми постарше следует говорить с серьезным тоном. Если вы будете разговаривать в игровом тоне, то малыш решит, что вы хотите с ним поиграть, поэтому не сможет адекватно воспринять речь. При попытке начать читать новую книгу или играть в незнакомые игры мама должна объяснить малышу цель занятий, и что какую выгоду он сможет извлечь из этих знаний и навыков.

В том случае, когда ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки или предметы, следует ему дать время на отдых, к примеру, вместе с малышом выпить чай с собственного приготовления. Таким способом вы добьетесь того, что кроха получит необходимый ему отдых, после чего можно вновь приступать к начатому занятию.

Занятия для воспитания усидчивости

Вот несколько практичных советов родителям, которые не знают, как развить у ребенка усидчивость:

  1. Если ребенок достиг двухлетнего возраста, то стоит его внимание из пассивного режима переводить в произвольный. Читайте малышу сказки, а затем попросите его пересказать вам только что услышанный рассказ. Не ленитесь обсуждать с малышом картинки, мультики, игры. Начните играть в игры, в которых требуется разложить предметы по цветам, а также произвести классификацию и тех вещей, которыми он часто пользуется.
  2. Через 3-4 месяца после рождения малыш может сосредоточить внимание на определенном предмете в течение 3-4 минут. По этой причине родителям важно постараться эти первые месяцы развивать внимательность у чада. Приобретите мобиль на детскую кроватку, позаботьтесь о развивающем коврике, также отдайте предпочтение погремушкам. Еще одним важным моментом является контакт ребенка и родителя. Кроха может смотреть на лицо взрослого в течение 20 минут, так как ему нравится наблюдать за мимикой мамы и папы.
  3. Большинство родителей не знают, как воспитать в ребенке усидчивость в годовалом возрасте, ведь этот период отмечается чрезмерной активность у малыша, его попытками совершать первые шаги. Если вы предлагаете малышу игрушку, то не просто давайте ему ее в руки, а сделайте так, чтобы крохе захотелось ее изучить. Расскажите, где находятся ушки у кошки, для чего предназначены колеса у автомобиля, почему у куклы такое пышное платье.
  4. Активно участвуйте в процессе познания маленьким человечком большого мира. Не забывайте о важности не только предоставления игрушки в распоряжении малыша, но и о разъяснении функций, которые они выполняют.Старайтесь, чтобы за один раз ребенок играл с небольшим количеством игрушек, лучше всего остановиться на трех. Если игрушек будет больше, то кроха не сможет сосредоточиться на них, его внимание будет рассеянным.

Как только малышу исполнится полтора года, родителям необходимо приобретать развивающие игрушки. Желательно купить большие мягкие пазлы, которые благотворно влияют на развитие и внимание крохи. Первое время взрослым придется помогать суну или дочке собирать из мелких кусочков цельную картину, но со временем он сам научиться это делать. Если карапуз уже умеет держать карандаш в руке, то приобретите ему раскраску или освойте новые

Процесс воспитание детей — это одновременно и трудоемкий, и достаточно длительный, и крайне важный процесс. И в какой-то момент времени все мамы и папы рискуют столкнуться с гиперактивностью и непослушанием ребенка. В то же время стоит заметить и тот факт, что далеко не все дети могут вполне спокойно посидеть даже пару м

Что же делать родителям с гиперактивным ребенком?

Неусидчивость - для всех деток, подрастающего организма это вполне естественный процесс. И тем не менее уже очень скоро может прийти время, когда ваше любимое чадо пойдет (если уже не пошло) в школу. И вот здесь как раз без усидчивости новоиспеченному ученику придется крайне сложно. Исходя из этого уже сейчас необходимо активно приучать своего любимого "живчика" к усидчивости, концентрации своего внимания на каком-то конкретном задании или занятии. Именно для этого родителям необходимо достаточно много терпения, времени и настойчивости. Сегодня попытаемся разобраться: как научить ребенка усидчивости, а также ответим на вопрос об основных и самых эффективных методах воспитания.

Дабы ваше чадо со временем становилось все более ответственным и дисциплинированным необходимо ему в этом помогать и всячески его в этом поддерживать. В то же время это стоит делать в виде ненавязчивой игры.

Дабы надолго привлечь основное внимание чада, акцентировать его внимание на одном конкретном занятии придумайте какую-то интересную сказку с заданиями. Ребенку будет это интересно.

Формируем соответствующую атмосферу

Попытайтесь по максимуму избавить ребенка от всего, что как-либо могло бы переключать детское внимание, отвлекать его на что-либо постороннее и второстепенное. Радио, телевизор, музыка - все это нужно убрать и исключить. Атмосфера должна быть спокойной и доброжелательной.

Если ваше чадо начало капризничает — старайтесь его не заставлять, игру в такой ситуации есть смысл отложит на какой-то промежуток времени.

Непременно показывайте личные эмоции в период игры - заинтересованность, радость, сосредоточенность - вы наверняка замечали, что дети часто подражают родительскому поведению, они любят копировать взрослых. Не забывайте хвалит малыша за все малейшие его успехи, это станет для него дополнительным стимулом в будущих стараниях.

Попытайтесь ребенка не одергивать, если ему совсем не интересно, если ему сложно сосредоточить свое внимание. Скорее всего, к такой игре он пока слабо готов, лучше выдумайте игру поинтереснее и попроще.

Учите ребенка на своем примере!

Своим личным примером мы демонстрируем детям, каким образом на самом деле стоило бы себя вести, контролировать личные эмоции. В период совместной игры малышу проще будет научиться усидчивости, внимательности и терпению, он научится четко подстраиваться под разных участников общей игры, решать поставленные задания.

Не забывайте: в период болезни детям бывает все сложнее акцентировать свое внимание на каком-то определенном занятии, игре. Исходя из этого он очень быстро устает, не стоит во время болезни заставлять его заниматься именно тем, что его сильно утомляет и раздражает.

Поистине лучший воспитательный метод терпения и усидчивости - труд. По большей части, малышне нравится помогать папам и мамам по дому, не отгоняйте их в такие моменты, хвалите и приучайте к помощи. Ребенок, скорее всего, поможет не так уж и сильно, но это непременно станет для него неплохим опытом, это поможет научиться достигать обозначенных целей, не бросая работу где-то на полпути.

Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Особенно в возрасте 6-8 лет малыш, даже пойдя уже в начальные классы, может ощущать себя ещё совсем маленьким крохой и относится к учёбе несерьёзно или он просто потерял уверенность в себе после какой-нибудь неудачи. Вообще усидчивость лучше развивать ещё с самого раннего детства желательно в игровой форме, допустим, выстраивая пирамидку по цветам или собирая пазлы.

Как развить данное качество у ребёнка, когда ему уже исполнилось 6-8 лет:
1. Самое главное правило - всё должно происходить в терпеливой и дружелюбной форме, то есть вам не следует кричать на своего отпрыска и производить наказание, если у него что-то сразу не получилось.
2. Поскольку ребятишки в этом возрасте очень подвижны, не забывайте чередовать скучные развивающие игры с подвижными.
3. Поводом для выработки усидчивости может послужить комната самого чада, ведь наверняка в ней как всегда можно обнаружить разбросанные игрушки или вещи. Попросите его вместе с вами наперегонки расставить всё по своим местам.
4. Не стоит выкладывать на стол всё сразу, допустим, карандаши с альбомом и пластилин, так у малыша только будет рассеиваться внимание. Во всём должна быть очерёдность: дорисовали до конца какую-нибудь картину, например, заданную на дом по школьной программе, а далее сделали поделку уже из пластилина. Также это касается и остальных предметов. Не нужно перескакивать с одного домашнего задания на другое, если предыдущее ещё не закончено или откладывать на завтра. Терпеливо садитесь вместе со своим ребёнком и разбирайте уроки, после чего его можно отпустить по своим детским делам.
5. Постоянно создавайте приятную и спокойную атмосферу, которая позволит лучше сосредоточиться. Никакого работающего телевизора или других посторонних шумов.
6. Всегда хвалите и поощряйте малыша за его успехи и говорите ему о том, как сильно вы им гордитесь.
7. В свободное от учёбы время не забывайте просто играть со своим отпрыском, ведь забавы как никто иное способствуют развитию усидчивости. Отпрыск может повторять что-то за вами, например, ритмичные движения под музыку. На концентрацию внимания полезны игры на нахождение отличий по двум картинкам или запоминание предметов, а потом их называние по порядку.

Главное - делать всё вместе со своим чадом и воодушевлять его на покорение новых вершин!


Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Когда настает период поступления ребенка в школу многие родители, проявляют озабоченность, что неусидчивость помешает малышу в учебе, в школе. Ведь зачастую неумение сосредоточиться, вследствие неусидчивости, сказывается на успеваемости школьника.

Сама усидчивость развивается постепенно у всех в разной мере, кто-то может сидеть корпеть над задачами часами, кто-то и минуты не усидит. Надо еще отметить, что усидчивость связана со вниманием. Ведь, когда нам что-то очень интересно, мы спокойно, невзирая на время, довольно внимательно занимаемся этим делом. Напрашивается вывод – заинтересованность развивает усидчивость. Очень важно развить усидчивость на ранних порах развития ребенка, ведь позже неусидчивость может действительно негативно сказаться на результатах учебы.

Конечно, малыша сложно заставить сразу выполнять сложные задания длительное время. Начинать необходимо задолго по поступления в первый класс. Играйте вместе с ребенком, придумывайте какие-нибудь интересные задания, чтобы Вашему малышу было интересно довести дело до конца. Вначале давайте легкие, кратковременные задания, затем чуть сложней и на более длительный промежуток времени. Во время таких игр желательно, чтобы ничего не отвлекало малыша. Уберите разбросанные игрушки, книжки, лучше сесть за стол. Пусть ребенок почувствует себя более комфортно. Если Вы почувствовали, что ребенок начинает терять интерес, дайте ему отдохнуть, пусть побегает, попрыгает. Меняйте темы занятий, чтобы они не надоедали ребенку. Главное не теряйте терпение и не ругайте малыша, поинтересуйтесь, чем он сам хотел бы заняться, поддержите его.

Последите, насколько долго Ваш малыш играет с одной игрушкой, не быстро ли надоедают ему старые игрушки. Предложите ему игры со старыми игрушками, не заваливайте новинками. Ведь чем больше становится предметов развлечений, тем больше ребенок отвлекается. В конечном итоге, малыш начинает терять интерес к одной игрушке спустя час-два игры. Не приучайте ребенка к телевизору, полчаса или сорок минут будет достаточно.

Какие игры можно предложить для развития внимания и усидчивости. Это может быть составление слов из кубиков, игра в магазин со счетом, нахождение отличий, поделки (пластилин, бумага – развивает мелкую моторику рук), рисование, раскраски, собирание пазлов, мозаики. Проявляйте фантазию, придумывайте свои игры.

Все чаще можно услышать жалобы родителей первоклассников: неусидчивый ребенок что делать? К сожалению, в младших классах заниматься такой проблемой уже достаточно сложно. Приходится совмещать коррекционные мероприятия с обучением.

Причины неусидчивости детей

Родители и даже некоторые педагоги считаю неусидчивость признаком лени ребенка. Неврологи и психологи с таким подходом категорически не согласны. Они видят причины неусидчивости не в лени ребенка, а в незрелости его нервной системы, легких аномалиях развития мозговой деятельности и даже в неправильном питании.

Неусидчивость ребенка в школе может быть спровоцирована следующими явлениями:

  1. Нервная система еще недостаточно созрела. Что это значит? Стволовые клетки, кора головного мозга, оболочка нервных волокон находится на той стадии развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Это интересно: Существует тест, позволяющий быстро определить готов ли малыш к школе. Предложите ребенку около 6 лет поднять руку и через ухо дотянуться до противоположного уха. Если он достает до уха, значит, его внутренние системы уже созрели для учебы в школе.
  3. Аномалии развития: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия, эписиндром, аутизм и аутоподобные расстройства.
  4. Депрессия. Да, ребенок 7 лет может страдать от этого заболевания. Детскую депрессию можно распознать по повышенной капризности, страхам и высокой тревожности.
  5. Неправильное питание. Капризные в еде дети могут не получать нужного для мозговой деятельности набора витаминов и микроэлементов.
  6. Педагогическая запущенность. Когда родители не занимаются развитием своего ребенка в дошкольном возрасте, начиная с 1 года жизни, к школе его мозг не сможет развиться достаточно для учебы. Нянька в виде телевизора и мультиков сильно вредит детскому мозгу.
  7. Не сформирована познавательная мотивация. Первокласснику банально неинтересно на уроке.

Как можно самостоятельно распознать неусидчивость ребенка в дошкольном возрасте

Лучше всего предупредить неусидчивость в школе заранее. Ее уже видно в детском саду. Как самостоятельно диагностировать предпосылки к школьной неусидчивости в дошкольном возрасте?

Это легко сделать при помощи обыкновенной раскраски. Предложите ребенку раскрасить новую раскраску и понаблюдайте, сможет ли он удерживать внимание достаточно, чтобы закрасить хотя бы один рисунок. Для чистоты эксперимента, купите книжку, которая будет интересна малышу.

Ребенок 5 лет может и должен справиться с этим заданием. Он будет активно и с интересом раскрашивать книжку. В 4 года допускается еще неплотное закрашивание, пропуски и заходы за линию. Если малыш капризничает, не хочет, отвлекается и требуется ваша помощь, – что-то не так. Это признак явного неблагополучия и нужно искать его причину.

Неврологические причины

Неврологические причины обычно дают о себе знать еще до школы. Воспитатели жалуются родителям на неусидчивость ребенка в саду, его невнимательность, расторможенность. Если это еще сочетается с задержкой речи, нужно обследоваться у детского невропатолога.

Какие поведенческие сложности указывают на неврологические проблемы:

  • трудное засыпание, расторможенность – гиперактивность;
  • капризность, слезливость, тревожность – депрессия, неврозы;
  • расторможенность, проблемы речи, гиперчувствительность к разным стимулам, проявляющиеся в период – подозрение на аутизм или аутоподобные расстройства.

Коррекция неусидчивости при помощи специальных занятий

Специальные занятия и игры для неусидчивых детей помогут развить произвольное внимание, а значит и усидчивость ребенка. Они направлены также на овладение учебными навыками и развитие познавательных навыков и мышления.

Психологи советуют для профилактики неусидчивости начинать занятия в 2-3 года:

  1. Чтение и разглядывание книжек.
  2. Рисование карандашами, фломастерами и красками при помощи пальцев.
  3. Постройка пирамидок и различных строений из конструктор
  4. Разглядывание на улице во время прогулок деревьев, облаков, травы, любых других природных объектов.
  5. Учить стишки и потешки на память

Таким образом, к 5 годам у ребенка разовьется пытливость (познавательный интерес), произвольное внимание и память.

Коррекция неусидчивости предполагает следующие упражнение:

  • лабиринты;
  • поиск отличия в картинках;
  • «корректурная проба» – возьмите старый журнал, вырежьте несколько абзацев и предложите ребенку зачеркнуть определенную букву;
  • игры: «Летает, не летает», «Повторяй за мной», «Повтори только движение с словом: «пожалуйста» и т. д.

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

Усидчивость — ключ к успеху

Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность — СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте — один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

Развиваем усидчивость

Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто — нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

  • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
  • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами — готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
  • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
  • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны — их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше — в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

Упражнения и занятия

Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

  • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться — внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
  • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия — отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное — подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
  • Творчество. можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.

Очень важно родителям создавать для неусидчивых детей во время занятий благоприятные условия. Уберите все лишнее из виду, выключите телевизор. И обязательно хвалите малыша, когда он завершит работу — умеренные похвалы от взрослых всегда мотивируют детей.

Были ли у вашего малыша проблемы с усидчивостью? Как вы их решали? Делитесь своими советами и мнениями в комментариями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.