Учимся говорить без ошибок. Дислалия

По семейным обстоятельствам

Существует много дефектов речи. Например, алалия, когда человек вообще не говорит, дизартрия, при которой у человека в результате поражения мозга в прямом, а не в переносном смысле не ворочается язык, неподвижны губы и небо, афазия, когда речь исчезает из-за болезни. Но чаще всего логопеды сталкиваются с дислалией, когда человек не может произносить некоторые звуки, пропускает их или заменяет другими. Яркий пример – логопед из фильма, который не выговаривал большинство звуков. Помните: «фефекты фикции», «фефочка», «улица кой-кого»?

Дислалия проявляется в самом раннем детстве, примерно с двух лет, когда ребенок только начинает говорить. Многие родители не придают этому значения, считая, что со временем малыш начнет и сам говорить чисто и четко. В семидесяти процентах случаев так и бывает: к семи годам заканчивается формирование речевого аппарата и ребенок начинает говорить правильно. Но рассчитывать на это не стоит. В три года ребенка нужно показать логопеду, чтобы исправить дефекты речи до того, как он пойдет в школу. Это важно еще и потому, что дети с дислалией плохо осваивают и письменную речь.

«Каша» во рту может появиться из-за нарушений строения артикуляционного аппарата, например, неправильного прикуса, щелей между зубами, высокого неба, короткой уздечки языка. Иногда причина плохой дикции – аденоиды: достаточно их удалить, и речь налаживается.

Пример заразителен

Но бывает, что ребенку ничто не мешает, никаких причин, препятствующих правильной речи, нет, а он все равно шепелявит, мямлит, гнусавит. Дело может быть в том, что он просто подражает члену семьи или соседу с таким же дефектом речи. Бывает, в косноязычии ребенка виноваты взрослые: не поправляют его, если он говорит неправильно, «сюсюкают», коверкают слова на детский манер: «На-ка, выпей молоська». Писатель Корней Чуковский, изучавший детскую речь, писал: «Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»)».

Проблемы с дикцией нередко возникают и у детей из двуязычных семей. Они учатся говорить сразу на двух языках, и, говоря на русском, могут невольно использовать фонетику другого языка.

Бывает, что нарушения речи вызваны тем, что ребенок на слух не различает нюансов между свистящими и шипящими, твердыми и мягкими звуками. Ослабленным, астеничным детям может быть трудно говорить из-за плохого тонуса артикуляционного аппарата – языку, губам и челюсти просто не хватает сил производить правильную речь.

Вррредные буквы

Чаще всего трудности возникают с буквой «р». В народе этот дефект называется картавостью, а по-научному ротацизмом.

Второй по распространенности дефект речи – так называемый сигматизм, когда искажаются свистящие (с-з), шипящие (ш-ж) и так называемые аффрикаты (ч-щ). Пример – вор-карманник Кирпич из кинофильма «Место встречи изменить нельзя».

Реже встречается так называемый ламбдацизм – нарушение произношения «л». Типичный пример – дама из книги Сергея Довлатова «Компромисс», которая говорила: «У нас есть свадкие бувочки» или «Я так плакава, так плакава».

Есть множество упражнений, чтобы исправить эти дефекты. Однако посоветовать, какое именно подходит вашему ребенку, заочно невозможно, ведь только у буквы «р» есть тринадцать способов неправильного произнесения. Так что без консультации специалистов – логопеда, ортодонта, лора – не обойтись. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше это сделать в детстве, пока у человека не выработался стойкий навык говорить неправильно.

Фитнес для спикера

Иногда человек говорит без явных ошибок, но речь его звучит невыразительно, монотонно, плоско. В результате теряется мысль, уходит смысл сказанного, зачастую собеседники не хотят его дослушать до конца. Кстати, 30% от первого впечатления, которое производит человек, приходится на его голос.

Выявить и устранить эти проблемы может только профессионал по технике речи. Кстати, сегодня к их услугам все чаще обращаются обычные люди, которые понимают, что хорошая речь – залог успешной карьеры.

Но неплохого результата можно добиться и самостоятельно. Для начала оцените свою осанку. Если она неправильная, речь не будет выразительной. Старый проверенный способ – встать, прислонившись спиной к стене. При хорошей осанке вы будете касаться стены пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Приучите себя всегда держать голову под прямым углом к шее.

Чтобы говорить легко, нужно правильно дышать. Часто речь звучит косноязычно только потому, что говорящему не хватает воздуха, чтобы закончить предложение, и он «прожевывает» окончания, комкает финал. Проверьте: при правильном дыхании на счет раз-два делается вдох, на счет три-четыре-пять-шесть – выдох.

Существует много упражнений для тренировки дыхания. Например, зажгите большую свечу, вдохните и попытайтесь задуть ее с одного раза на расстоянии около двадцати сантиметров. Потом научитесь задувать с одного вдоха две-три свечи. Кстати, вскоре, когда вы поймете, какой интенсивности должен быть выдох, свечу можно будет «зажигать» мысленно.

Хорошее упражнение – на одном вдохе как можно дольше распевать гласные («ааа-ооо-ууу-иии»), пока не кончится дыхание. Нормальный результат – 25 секунд.

Послушайте себя со стороны: запишите на магнитофон, как звучит ваш голос, прочитав отрывок из книги. Проделайте это упражнение несколько раз, стараясь добиться более выразительного чтения. Чтобы речь звучала более убедительно, делайте по ходу рассказа смысловые паузы, сбавляйте темп (особенно это касается женщин, которые привыкли тараторить).

Многие папы и мамы сталкиваются с такой проблемой у своих детей, как скрежет зубами по ночам. Почему ребенок скрипит зубами во сне, что это значит? Медицинское название данной патологии бруксизм. Это явление пугает родителей и заставляет паниковать. Скрежет бывает одиночным, продолжатся несколько минут. Днем скрежет тоже может повторяться. Попробуем выяснить основные причины и суть проблемы.

Не всегда стоит впадать в панику и бежать к врачу, 90% детей хоть раз в жизни скрипят зубами. Это может наблюдаться ночью, иногда и в дневное время суток. Если скрипы имеют одиночный характер и повторяются крайне редко, можно не волноваться.

Основные причины

В случаях регулярного повторения лучше выяснить причину и посетить квалифицированного врача.

  • неправильный прикус;
  • перенесенный стресс;
  • патологии зубов и челюсти;
  • прорезывание зубов.

Прикус

Неправильный прикус может быть врожденным и приобретенным. Вследствие неверного формирования челюсти, ребенок может издавать во сне нехарактерные звуки. В этом случае нужно обратиться к детскому ортодонту. Нарушение прикуса часто приводит к таким негативным последствиям, как искривление зубов, дентин – старение зубной эмали, воспаление пародонтальных тканей. Доктор назначит меры для устранения проблемы.

Стресс

Детская психика не стабильна и любой пустяк может оказаться потрясением, не говоря уж о настоящих нервных травмах. Первые дни в детском саду, новые знакомства, конфликты со сверстниками – это может вызвать у ребенка стрессовое состояние. В результате психических нарушений развивается бруксизм.

Аденоиды

Разрастание аденоидной ткани ведет к деформации челюстного аппарата. Увеличение лимфы осуществляет внутреннее давление. Отсюда формирование неправильного строения челюсти. помогут избежать развития скрежета. В 80% случаев именно наличие аденоидов объясняет появление ночного скрежета.


  1. Патологии зубного аппарата могут быть причиной неприятного скрежета. Своевременное обращение к специалисту помогут решить проблему и избежать осложнений.
  2. Режущиеся зубы также могут порождать скрип зубами.

Важно! Не пытайтесь установить диагноз самостоятельно. Не занимайтесь самолечением, необходима консультация со специалистом.

Симптомы бруксизма

Это заболевание имеет свои симптомы:

  • сонливость. Ребенок вялый, малоподвижный, постоянно хочет спать;
  • головная боль. Может быть слабее, сильнее, ночью или в дневное время суток, это снижает качество жизни и мешает развиваться;
  • раздражительность. Из-за некачественного сна ребенок нервничает по пустякам, становится капризным, теряет ко всему интерес;
  • расшатывание и стирание зубов. Зубы подвергаются постоянной нагрузке, шатаются и выпадают;
  • ушная боль. Может быть резкая, колющая, ноющая;
  • плохой аппетит. Ребенок отказывается от еды, что ведет к общему ухудшению здоровья;
  • спазм лицевых мышц. Нехарактерные судороги лицевого аппарата, они происходят непроизвольно, доставляют массу дискомфорта;
  • неправильный прикус. Определить можно невооруженным глазом.
  • плохая успеваемость в учебе. Снижаются оценки, ухудшается настроение ребенка.


Определить заболевание можно при помощи специального оборудования. Полисомиографическое обследование. Это процедура не доставит вашему ребенку большого дискомфорта. На время сна к телу подключают специальные датчики, которые фиксируют импульсы мозга, мышечную активность, движение глаз, дыхание, сердечное биение. Такие исследования помогают обрисовать более четкую картину отклонений и назначить адекватное лечение.

Лечение и профилактика

Лечение ночного скрежета у детей направлено на максимальное расслабление жевательных мышц. Главным является выявить причину и провести необходимые меры. Чем раньше диагностирована проблема, тем меньше усилий нужно будет приложить для излечения. Известны случаи, когда бруксизм раннего возраста самостоятельно проходил у некоторых детей.

Важно знать! Это не повод пускать болезнь на самотек. Консультация с врачом не повредит, чем раньше выявлена патология, тем легче ее излечить.

Внимание на прикус. В закрытом состоянии верхние и нижние зубы не должны соприкасаться, верхняя челюсть должна выходить вперед. Если ребенок чувствует напряжение мышц, нужно стараться их расслабить.

Сведите к минимуму стрессовые ситуации. Расслабить нервную систему можно с помощью массажа, йоги, простых физических упражнений. Отличным отдыхом для нервной системы будут пешие прогулки с ребенком, общение с домашними животными.

Нагрузка на челюсти в дневное время снизит ночной скрежет. Можно жевать жевательную резинку, грызть семечки, орехи.

Шины

Защита зубов в дневное время заключается в ношении специальных шин, они незаметны при надевании. Стоматолог подбирает шины, учитывая индивидуальные особенности челюсти пациента. Такой способ предотвращает сжимание зубов. В результате эмаль более защищенная. Зубы менее подвержены трению.

Капы

В ночное время нужно использовать специальные капы. Изготавливаются они из термопласта. Плотно прилегают к передним зубам, обеспечивая максимальную защиту от стирания. Приспособление лучше приобретать по назначению стоматолога в аптеках и специализированных магазинах. Врач подберет наиболее подходящий вариант.


  1. Перед сном, если есть чувство напряжения в области челюсти, приложить теплую грелку или компресс. Это успокоит и расслабит мышцы.
  2. При бруксизме на почве нервных расстройств, можно сделать ребенку ванную с успокаивающими травами, дать мятный чай.
  3. В тяжелых случаях врач назначает препараты, снижающие нервное напряжение.
  4. Отлично помогает массаж лица. Его могут проводить родители. Дети постарше в состоянии самостоятельно провести процедуру.
  5. Нельзя перед сном играть в активные игры. Смотреть фильмы, возбуждающие психику.

Ужин должен быть легким. Никакой жирной, богатой углеводами пищи. Это должна быть каша, овощное пюре, фрукты.


Обязательно разговаривайте с вашим ребенком. Возможно, в ходе откровенного разговора удастся выяснить причину, которая привела к нервному расстройству.

Помните! Нельзя думать, что данная болезнь не серьезна. Последствия запущенного бруксизма могут быть очень опасными, вплоть до серьезных расстройств нервной системы.

Витамины

Определенные витамины может назначить доктор. Ваша задача организовать вашему ребенку правильное питание. Как уже говорилось, стоит избежать продуктов насыщенных кофеином, не передать перед сном. Употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, насыщенными полезными витаминами и минералами. Включите в рацион успокаивающие травяные чаи, настои. Полное излечение возможно благодаря комплексному подходу. Назначения специалистов и самостоятельные усилия помогут побороть недуг. Будьте внимательны к своему здоровью, не болейте.

Ночной скрежет зубов (бруксизм) – симптом различных заболеваний. Чтобы определить, почему ребёнок скрипит зубами во сне, нужно проследить за эмоциональным состоянием, обследовать малыша. Игнорирование бруксизма может привести к неприятным ситуациям, развитию болезней.

Как получается скрежет?

Бруксизм возникает ночью из-за сокращения жевательной мускулатуры. В норме зубы касаются друг друга только во время еды, что вызывает трение. В расслабленном состоянии челюсти соприкасаются, но трения не создаётся. При бруксизме мышцы челюстей напряжены, зубы плотно прижимаются друг к другу и ребёнок скрипит ими.

Бруксизм – часто встречающееся явление. Скрип зубами отмечается у каждого третьего-пятого ребеёка дошкольного возраста. Мальчики скрипят зубками чаще девочек.

Особенности бруксизма у детей

Ночной скрежет – не чисто детская проблема. Это явление возникает и у взрослых, но намного реже.

Скрипящий звук у ребёнка можно услышать не только ночью. Иногда проблема проявляется и в светлое время суток. Обычно приступ длится недолго, около 10 секунд.

Если симптом возникает время от времени, а состояние малыша не изменяется, родителям не стоит переживать. Если ребёнок часто и длительно скрипит зубами во сне, а утром раздражён, жалуется на головную боль, а так же в мышцах челюсти, это повод обратиться к специалисту.

Иногда родители могут не знать о симптоме, например, если ребёнок подрос и спит в другой комнате.

Требуют лечения приступы бруксизма, которые наблюдаются дольше месяца.

Почему ребёнок скрипит зубами во сне? О причинах расскажет доктор Комаровский

  1. Детская психика имеет свои особенности. Дети иначе переносят стресс, эмоциональные нагрузки. Даже небольшие нервные стрессы могут повлиять на организм малыша, проявиться ночным скрежетом зубов. Бруксизм говорит о том, что нервная система ребёнка дала сбой, вышла из равновесия.
  2. Часто скрежет можно услышать при или при их смене на коренные. Такие процессы сопровождаются зудом и дискомфортом, малыш старается почесать зубки и скрипит ими. При наблюдается дневной бруксизм.
  3. Патология в виде нарушения прикуса, а также заболевания челюстных суставов проявляются ночным скрежетом.
  4. Важную роль играет наследственный фактор. Если один из родителей страдал бруксизмом, риск возникновения ночного скрежетания у ребёнка увеличивается.
  5. Малыши, которые мучаются ночными кошмарами, лунатизмом или другими нарушениями сна, часто скрипят зубами. Это касается и храпящих, разговаривающих во сне детей.
  6. Аденоиды, насморк, отит проявляются нарушением носового дыхания, дискомфортом. Малыш не может свободно дышать, особенно ночью, беспокоится, скрипит зубками.
  7. При недостатке микроэлементов, влияющих на сокращение мышц и работу нервной системы, возникает бруксизм. Так проявляется дефицит кальция, магния, витаминов группы В и аминокислот.
  8. При недостаточной нагрузке на челюсть, употреблении малышом мягкой, протёртой пищи, ребёнок рефлекторно сжимает челюсти ночью.

Связан ли ночной скрежет зубов с ? Старшее поколение уверенно заявляет о наличии глистов при первых проявлениях бруксизма. Но прямой связи между наличием гельминтов и ночным скрежетом не существует.

Бруксизм может проявляться как у детей страдающих гельминтозами, так и у здоровых детей. Действительно, скрип зубов у детей с глистной инвазией усугубляется. Причина тому – дискомфорт, связанный с гельминтами.

Почему ребёнок скрипит зубами днём и ночью? Отличия дневного и ночного бруксизма

Дневной бруксизм больше характерен для эмоциональных детей, когда даже небольшие неприятности приносят вихрь эмоций. Малыш рефлекторно сжимает зубки и создаёт характерный скрип. Специалисты относят дневной бруксизм к вредной привычке, а не патологии.

Помочь ребёнку может профессиональный психолог, который найдет подход к малышу и мягко научит контролировать свои действия. Недопустимо ругать и наказывать ребёнка за скрежетание зубами днём, это усугубит проблему, повлечёт за собой другие расстройства.

Существуют специальные методы и упражнения, которые могут научить кроху справляться с бруксизмом.

При прорезывании зубов малыш сжимает зубки, почёсывает, кусается. Так ребёнок экспериментирует со своим телом, пытается попробовать что-то новое. Нередко скрип зубов забавляет малыша, не стоит считать такой бруксизм проблемой. Достаточно мягко показывать ребёнку, что так делать не стоит, можно купить .

Ночной бруксизм происходит непроизвольно, контролировать его малыш не в силах.

Часто ночное скрежетание сопровождается другими проявлениями:

  • скрежетание, скрип, пощёлкивание зубами, которое длится 10 — 15 секунд и периодически повторяется;
  • во время приступа повышается артериальное давление, частота пульса, малыш дышит чаще.

Почему скрежет зубов стоит лечить?

Родители часто спрашивают, стоит ли прибегать к лекарственной терапии при ночном скрипе зубов. Если бруксизм не считается заболеванием, может и обращать внимания на него не стоит?

Бруксизм приводит к осложнениям, незаметным на первый взгляд. Со временем изменения проявляются всё сильнее, возникают заболевания.

Последствия бруксизма следующие:

  1. Дневная сонливость. Малыш не может полностью расслабиться ночью, погрузиться в глубокий сон, его мышцы остаются в напряжённом состоянии. После такой ночи ребёнок просыпается неотдохнувшим, вялым, капризным. Нарушаются когнитивные функции, рассеивается внимание, снижается успеваемость. Причём усталость с каждым днём накапливается, кроха не может отдохнуть должным образом.
  2. Стирается эмаль зубов. Ребёнок активно работает челюстями во сне, эмаль зубов подвергается постоянному механическому воздействию. Тонкая эмаль детских зубов постепенно стирается, возникает повышенная чувствительность зубов, болезни дёсен. Ребёнок отказывается есть кислое, сладкое, горячее, холодное. Если вы заметили, что малыш испытывает боль во время еды, не может есть определённую пищу, обратитесь за консультацией к специалисту. Это может говорить о повышенной чувствительности зубов, стоматологических проблемах. Если эмаль стирается значительно, возникает нарушение прикуса. Если пропустить проблему, неправильный прикус закрепляется, остается деформированным.
  3. Расстройства нервной системы . Неврологические расстройства проявляются при длительном течении бруксизма, когда ночной скрежет зубами долго не определён. Тогда малыши попадают к разным специалиста, длительно не могут справиться с проблемой.

Клинические проявления неврологии при бруксизме разнообразны и часто «маскируются» под другие заболевания. Дети жалуются на боль головы, лица, шеи. Возможно головокружение, снижение зрения и слуха.

Диагностика бруксизма

Если вы заметили признаки бруксизма, в первую очередь понаблюдайте за сном малыша. Обратите внимание, сколько длятся приступы, как часто проявляется скрип.

Заметьте, как ребёнок вёл себя накануне, не было ли эмоциональных или физических нагрузок. Важно понаблюдать, нет ли проявлений проблемы в течение дня, не нарушено ли состояние малыша.

Затем родителям стоит обратиться к специалисту. Для уточнения диагноза врачи рекомендуют провести полисомнографическое исследование. Это метод диагностики позволяет зарегистрировать сокращение мышц челюсти, которые происходят непроизвольно. Метод помогает отличить бруксизм от скрытых патологий, незаменим для детей с риском развития .

Помочь в диагностики бруксизма может и стоматолог. Врач осматривает ротовую полость малыша, определяет состояние зубов и десен, обращает внимание на стёртость эмали.

В сомнительных случаях стоматолог рекомендует использовать специальный брукс чекер. Это капа, изготовленная из мягкого пластика или резины, одевается она на время сна ребёнка. Утром оценивается состояние капы, деформированные участки говорят о нагрузке на зубы в этих местах.

Для точной постановки диагноза и назначения правильного лечения ребёнок должен быть проконсультирован смежными специалистами. Таких детей осматривает стоматолог, невропатолог, психолог.

Что делать, если ребёнок скрипит зубами во сне?

Если явление бруксизма проявляется редко, малыш спокойно спит, а просыпается бодрым и весёлым, можно ограничиться общими рекомендациями лечения ночного скрежета зубами.

  1. . Ребёнок должен чётко понимать время сна и бодрствования, регулярно гулять на свежем воздухе и достаточно отдыхать.
  2. Рациональное питание. Сбалансированная диета обеспечит кроху всеми витаминами и микроэлементами, поддержит здоровье малыша. Исключите из рациона слишком сладкую еду, жирную, тяжёлую пищу, красители и консерванты. Не стоит перекармливать ребёнка на ночь, это также сделает сон крохи беспокойным. Ужинать нужно за 2 часа до отхода ко сну.
  3. Давайте твёрдую пищу днем. Старайтесь угостить карапуза яблоком, морковью, капустой в светлое время суток. Дайте жевательной мускулатуре поработать, так вы снизите ночную активность мышц.
  4. Подготовка ко сну. Постарайтесь перед сном, поиграйте в спокойные игры. Поможет расслабить кроху горячая ванна, чтение книг, колыбельные песни. Если кроха «разгулялся» пред сном, обязательно угомоните малыша. Перевозбуждённый ребёнок не может спать спокойно.
  5. Атмосфера в семье. Поведение детей – зеркальное отражение отношений в семье. Создайте домашнюю, уютную атмосферу. Никогда не выясняйте отношений в присутствии детей.

Старайтесь быть внимательными и терпеливыми к просьбам крохи, уделите ему больше времени, обнимайте и целуйте малыша. Контакт с родителями очень важен, предупреждает многие психологические проблемы в будущем.

Если диагноз бруксизм установлен, малышу потребуется комплексный подход для преодоления проблемы.

Методы лечения бруксизма

  1. Психологические. Дети, страдающие бруксизмом, нуждаются в психологической поддержке, внимании и понимании. Грамотный психолог поможет семье преодолеть проблему, наладить доверительные отношения.
  2. Соматические. Лечение осложнений бруксизма, болезней ротовой полости, дёсен, исправление прикуса, подбор брекет-системы.
  3. Медикаментозные. Приём препаратов, которые снимают нервное напряжение, нормализуют сон: Т енотен, Глицин, препараты растительного происхождения (корень валерианы). Возможен приём успокаивающих ванн. Для снижения сократительной способности мускулатуры часто назначают препараты кальция, магния, витамины группы В.
  4. Физиотерапевтические. Расслабляющий массаж, компрессы на лицо. Тёплые компрессы накладывают на 10 — 15 минут на область скул, процедуру повторяют 2 раза в день. Компрессы помогают расслабиться, снять напряжение и болезненные ощущения в мышцах.

При выраженных симптомах бруксизма для сохранения эмали зубов специалисты рекомендуют ношение специальной капы во время сна. Их изготавливают индивидуально с учетом всех особенностей ротовой полости малыша. Ношение кап препятствует изменению прикуса ребёнка, снимает нагрузку на суставы челюсти, уменьшают мышечные боли.

Хотя капы – эффективный способ профилактики и лечения осложнений бруксизма, полноценным лечением их считать не следует. Для выявления причины ночного скрежетание необходимо комплексное обследование ребёнка.

Профилактика ночного скрежетания

Для того, чтобы предотвратить развитие проблемы, нужно обращать внимание на здоровье ротовой полости малыша. Научите ребёнка ухаживать за зубками, вовремя лечите заболевания дёсен, пломбируйте зубы.

Постарайтесь оградить малыша от стрессов, наладить климат в семье. Эмоциональных деток нужно поддерживать, научить успокаиваться самостоятельно. Старших детей стоит обучить техникам саморасслабления.

В случае если ребёнок скрипит зубами во сне, не откладывайте поход к врачу на потом. Это позволит предотвратить развитие негативных последствий, поможет быстро избавиться от неприятности.

Подведём итоги

С проблемой ночного скрежетания зубами сталкиваются многие родители. Зачастую это непродолжительные приступы, которые проходят самостоятельно и медикаментозного лечения не требуют.

Если же скрип зубами становится частным спутником сна, обязательно нужно обратить внимание на продолжительность и частоту приступов. На проблему укажет и ухудшение общего состояния ребёнка, слабость, раздражительность, утомляемость, нарушение концентрации внимания.

При первых подозрительных симптомах нужно немедленно обратиться к врачу, который назначит комплекс обследований, разберётся в причинах проблемы. В случае бруксизма вовремя начатое лечение предупредит развитие осложнений и сохранит здоровье малышу.

Речь - это специфическая форма человеческого общения, которая возникла в процессе труда. Это важнейшая функция человека, которая способствует развитию личности. Человек самореализуется, появляются огромные возможности познания своего внутреннего и окружающего мира.

Конечно, ребенок не может самостоятельно научиться говорить. Он подражает речи взрослого. Подтверждением может служить отсутствие речи у детей, проживающих вне общения с другими людьми. В большинстве случаев эти дети, попав в общество, не могут научиться говорить и остаются немыми.

Работа органов речи при произнесении звуков обеспечивается с помощью артикуляционного аппарата. Артикуляция осуществляется путем согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. В отдельности эти органы выполняют каждый свою функцию: дыхательные движения, захватывание, пережевывание и глотание пищи.

Важным условием правильного развития речи у ребенка является слуховое восприятие речи окружающих людей. Как ребенок услышит слово, так его и произнесет. Если имеется хотя бы незначительное отклонение слуха, то овладение речью может задержаться на неопределенный срок.

Большая вероятность неправильного произношения звуков у ребенка может быть связана с тем, что в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра страдает этим недугом. Что делать?

Запрещать общаться с родственниками, конечно, никто не будет, но больше времени ребенку должен уделять человек с правильным произношением. Это может быть любой член семьи или няня.

Но это происходит не у всех детей. Некоторое время еще будет присутствовать неустойчивость в произношении шипящих звуков «ш», «ж», «ч». Дети могут чередовать неправильное произношение звуков в словах с правильным. Также ребенок может в одном слове произнести звук, а в другом нет. Например, «масина» и тут же «шина». Бывают дети, которые очень любят произносить звуки «р», «ш», «ж» и заменяют ими другие звуки в словах. Примерно так: «горуби» (голуби), «рампа» (лампа), «шон» (сон), «жмея» (змея), Большинство детей 4-5 лет уже могут произносить звук «р», но произношение непостоянно. Иногда дети пытаются заменить его звуками «л», «й».

В этом возрасте все реже встречаются сокращения слов. В 4 года дети умеют группировать предметы по классам: мебель, посуда, животные и т.д. В 5 лет умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений. Могут правильно отвечать на вопрос. Речь непроизвольная, зависит от ситуации. Этого достаточно для полноценного общения.

У детей 4-5 лет часто встречается нарушение произношения отдельных звуков. Родителей всегда волнует, можно ли помочь малышу, не пройдет ли это само собой. Но как бы нам этого ни хотелось, дефекты звукопроизношения сами по себе не исчезнут.

Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия. Что это такое?

При таких положительных показателях, как хороший слух, достаточный запас слов, ребенок правильно строит предложения, у него четкая речь, имеется дефектное произношение звуков.

Дислалия бывает функциональная и механическая. Развитие функциональной дислалии непосредственно связано со средой, которая окружает ребенка, т. е. ее возникновение зависит от условий, в которых проживает малыш, и от его физического воспитания.

Болезни или различного вида травмы, особенно во время становления речи, могут привести к задержке психоречевого развития, т. е. ребенок имеет сохранные возможности интеллекта, но при обучении испытывает большие трудности, тем самым отличаясь от сверстников.

Чем это грозит? Например, ребенок с дефектом речи не посещает детский сад. Он охотно общается со взрослыми, не переживает по этому поводу. Над другим ребенком сверстники будут смеяться, делать замечания. Воспитатели, конечно, не разрешат малышу выступать на концертах и участвовать в других детских мероприятиях. Вследствие этого ребенок может замкнуться, будет стараться говорить как можно меньше.

При хроническом недостатке общения ребенок не сможет воспринимать звуковой состав слова, т. е. обычно это называется отсутствием фонематического слуха. Без этого ребенок просто не сможет воспроизвести речь.

Но ни в коем случае не коверкайте слова. Ведь дети в этом возрасте подражают и взрослого человека. Неправильное произношение слова может надолго закрепиться в памяти ребенка и в дальнейшем сказаться на развитии речи.

Механическая дислалия связана с дефектами и аномалиями зубочелюстной системы, языка, неба и губ.

Прикус имеет большое значение. Чтобы проверить его правильность, попросите ребенка плотно сжать зубы. Если передние верхние зубы перекрывают нижние, это правильный прикус.

Дефекты прикуса могут возникнуть в результате большой любви к пустышкам. Аномалии прикуса в основном влияют на произношение звуков «р», «л», свистящих и шипящих звуков. Иногда внимательные родители замечают, что ребенок не может широко открыть рот, что у него крепко стиснуты зубки при разговоре. Это негативно влияет на процесс формирования произношения. Чтобы убрать напряжение, необходимо выполнять несложные упражнения. Делают их перед зеркалом, лучше в форме игры, чтобы было весело и интересно. Упражнения лучше выполнять в определенной последовательности - от простого к сложному, в медленном темпе. Количество повторов - от 2 до 10 раз. Выполнять упражнения нужно 2-3 раза в день. Перед артикуляционной гимнастикой нужно сделать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

Примерный комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

    «Вертушка». Ребенок дует на игрушку-вертушку.

    «А снег летит». Ребенку на ладонь кладут кусочки ваты, и он должен их сдуть.

    «Задуй свечу». Ребенок должен задуть зажженную свечу.

Примерный комплекс артикуляционных упражнений.

    «Окошко». Наступило утро, окошко широко открылось (широко открыть рот). Наступила ночь, окошко закрылось (закрыть рот).

    Маячок». Вначале нижнюю челюсть двигаем влево и вправо, а затем вперед и назад.

    «Закуси губу». Вначале верхние зубы закусывают нижнюю губу, затем нижние зубы закусывают верхнюю губу, и так несколько раз.

    «Пила пили дрова». Верхними передними зубами «попилить» нижнюю губу, нижними зубами - верхнюю губу.

    «Зубки-губки». Вначале сожмите зубы, а затем губы.

Для того чтобы добиться хороших результатов, необходимо эти упражнения выполнять регулярно. На первых порах лучше всего выполнять комплекс вместе с ребенком. Ему будет легче понять и повторить упражнения.

В произношении звуков большое значение играют губы. Травмы губ могут привести к неправильному произношению многих звуков: свистящих, шипящих, а также губных «п», «м», «б».

Здесь тоже существует комплекс артикуляционных упражнений для губ.

    Собрать губы в трубочку. Зубы сжать, губы вытянуть в трубочку. Продолжительность упражнения - 5-10 с.

    Растягивание губ в улыбку. Зубы сжать, на лице естественная улыбка. Продолжительность - 5-10 с.

    Чередование двух предыдущих упражнений. Продолжительность - 10 с.

    «Найди меня»:

    • губы вытянуть трубочкой, а затем спрятать внутрь, подвернув их за зубы. Повторить 10 раз;

      верхнюю губу спрятать под нижней губой, зафиксировать на 5 с;

      нижнюю губу спрятать под верхнюю, зафиксировать на 5 с;

      чередовать упражнения 10 раз;

      спрятать обе губы в рот и зажать их зубами. Удерживать 5 с.

    «Стоп, лошадка». Губы расслабить, производить вибрацию губами так, как будто хотите остановить лошадку. Повторить 10 раз.

Язык и небо выполняют одну из самых главных функций в формировании речи у ребенка. Нарушения в строении языка приводит к тому, что речь становится нечеткой, смазанной. При этом страдают определенные звуки: «л», «р», «ш», «ж», «ч». Виной может быть укороченная подъязычная уздечка. Это может исправить только хирург-стоматолог, а затем при помощи артикуляционной гимнастики логопед займется постановкой звуков. Операция решит проблемы раз и навсегда, поэтому не следует ее откладывать.

Уже через некоторое время все встанет на свои места, и родители будут с удовольствием слушать свое чадо. Аномалии языка и неба являются самыми распространениями среди других нарушений речи.

Периодически консультируйтесь у стоматолога и логопеда, потому что к 4-5-годам подходит к концу процесс становление речи, усвоение фонетической системы, произношение звуков, слов становится внятным и четким.

Не стоит расстраиваться, ведь устранить дислалию или неправильное произношение некоторых звуков помогут квалифицированные специалисты!

Предотвратить легче чем лечить!

На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть восприятие речи и лексико-грамматический строй в полном порядке!

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Мы не стали бы подробно останавливаться на логопедических аспектах данного нарушения, если бы не одно НО. Предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Ведь известно изречение: «Вооружен - значит, защищен!»

Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и социальными условиями его жизни. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызовет и задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с первых дней жизни малыша!

Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если крохе не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, то есть слух на речевые звуки. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малюткой как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. Однако, порой и общение может принести вред. Если в разговоре с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» остаются в памяти и впоследствии проявятся в произношении. Следите за своей речью, ибо для ребенка она является эталоном.

Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение… Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора кроха воспринимает как норму. Он ведь еще не понимает, что правильно, а что - нет. Как же быть, ведь не запретишь родственникам, имеющим речевые дефекты или диалектное произношение, общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Однако доминантная роль в воспитании крохи на этапе становления его речи должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. В идеале это мама, хотя ее с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!

Проверяем прикус!

Развитие речи зависит и от физических данных малыша.

Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).

На что же следует обратить внимание?

Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти, на то, как у малыша расположены зубки. Например, вы хотите проверить прикус. Попросите кроху крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у малыша прогнатия. Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних - налицо прогения.

Возможно, при сомкнутых зубах у ребенка между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это признак переднего открытого прикуса. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одно-, так и двустороннем).

Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.

Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.

Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7-8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4-5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.

Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

Иногда с детскими зубками все более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открывать ротик. Вероятно, все дело в строении лицевых костей, в частности в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если же ее движения ограничены, возникают проблемы. На помощь приходят нехитрые упражнения. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз за разом увеличивая раствор между зубками. Или подвигать нижней челюстью из стороны в сторону либо вперед-назад. А можно рассказать малышу одну из историй про Язычок. Так выполнять упражнения намного интереснее!

Упражнение «Упрямые двери»

Из-за постоянной сырости двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрываться. Предложите малышу несколько раз опустить и тут же поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая ротик. Сначала сделаем это свободно, а затем - подставив снизу руку и мешая движению челюсти.

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика.

Упражнение «Упрямые двери»

Вначале малыш раскачивает нижнюю челюсть из стороны в сторону не менее 10 раз. Затем нижнюю челюсть нужно выдвинуть вперед и отодвинуть назад на счет «раз-два».

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним.

Упражнение «Перекос»

Верхние зубы покусывают нижнюю губу;

Нижние зубы покусывают верхнюю губу;

Чередуйте покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения нужно проделать не менее 5 раз.

Язычок брал в руки рубанок и стесывал края дверей.

Упражнение «Рубанок»

Верхними передними резцами энергично «поскребите» по нижней губе не менее 5 раз;

Проделайте то же самое, но нижними резцами с верхней губой.

Чередуйте оба приведенные движения не менее 5 раз.

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться.

Последовательно сомкните сначала зубы, а потом и губы.

Эту историю полезно рассказать, а заодно проделать перечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению. Однако для того, чтобы появились ощутимые результаты, заниматься нужно регулярно, а не от случая к случаю. На первых порах достаточно 5 минут. Постепенно увеличивайте время тренировки до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день.

Попробуйте сами придумать продолжение истории об упрямых дверях и Язычке. Проявите фантазию!

Что с губками?

В артикуляции звуков немаловажную роль играют губы и их строение. К сожалению, малыши нередко травмируют губки, и на них появляются стягивающие рубцы, ограничивающие подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также П, Б, М. На помощь приходят упражнения и массаж. Последний лучше доверить специалистам, а вот артикуляционные тренировки можно проводить дома. Надо лишь помнить несколько правил в добавление к уже перечисленным.

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, возьмитесь за следующие, не забывая повторять старые.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно проконсультироваться с логопедом.

Упрямый язычок

Осталось поговорить о языке и нёбе. Нарушения в строении языка многообразны. Он может быть массивным (макроглоссия) или, наоборот, крохотным (микроглоссия), рыхлым, желеобразным и т. д. Чаще всего встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойком нарушении звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и если подъязычная связка явно укорочена) выход один - хирургическое вмешательство. Иногда родители из «жалости» к малышу хотят оставить все как есть. Но в таком случае ребенок обречен всю жизнь картавить и страдать от дислалии… Операция позволяет раз и навсегда решить проблему. Однако после нее необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними средствами здесь не обойтись. Понадобятся специальный массаж и артикуляционные упражнения. Зато у ребенка появится наконец чистая речь!

Артикуляционные упражнения для губ

Они полезны детям, имеющим те или иные отклонения в прикусе.

1. «Улыбка»

Губы естественно растянуты в улыб-ке, зубы сжаты «заборчиком», при этом передние - хорошо видны. Продолжительность не менее

10 секунд.

2. «Трубочка»

Зубы плотно сжаты, а губы вытянуты трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

3. Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»

На счет «раз-два» повторите оба упражнения не менее 10-15 раз.

3. «Воронка»

Зубы разомкнуты. На счет «раз» губы вытяните трубочкой, на счет «два» - втяните внутрь, подвернув их за зубы. Повторите не менее 10 раз.

4. «Прятки»

а) Нижнюю губу «прячьте» за верхние передние зубы, при этом верхняя губа словно нависает над подбородком. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

б) Верхнюю губу «прячьте» за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, которая тянется вверх, к носу. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

в) Чередуйте два предыдущих варианта на счет «раз-два» не менее 10 раз.

г) «Прячьте» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживайте такое положение не менее 5 секунд.

5. «Литавры»

Губы слегка подвернуты за зубы внутрь рта. Пошлепайте одной о другую, издавая при этом характерный хлопок. Повторяйте не менее 10 раз.

6. «Засов»

Зубы плотно сжаты, нижней губой двигайте из стороны в сторону.

7. «Пофыркивающая лошадка»

Губы расслабьте и фыркните, как это делает лошадка. Повторяйте не менее 10 раз.

Разновидности нёба

Особенности строения порой затрагивают и нёбо. Оно бывает плоским, щелеобразным, «готическим». И то, и другое, и третье способно привести к тому, что малыш не сможет чисто произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из этих «плацдармов»… Однако не все так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Естественно, форму нёба изменить не удастся, зато язычок сможет приспособиться к любым неудобствам! Стоит посетить с ребенком несколько занятий, чтобы получить ценные рекомендации и советы и вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Анатомические аномалии в строении нёба и языка чаще всего способствуют возникновению дислалии и речевых нарушений у детей. Потому не откладывайте в долгий ящик визит к хирургу-стоматологу и логопеду, если вы заметили, что ребенок не произносит многих звуков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.